ЧЕТЫРЕ ОПЕРЫ1. КарменВ отделении нам ещё разрешают курить, Понимают: работа такая, надо курить, Одного на ходу догоняют: эй, командир, Второй от стола поднимает глаза на дверь, Второй от суда поднимает глаза на крюк, Там лампа туда-сюда, Светлана, что я скажу, Когда сотрясётся земля, и почва разинет рот, И арестованные заколотят в стенку? Третий встаёт, у него заслуги, и всё при нём, Но позвали, и он идёт. «Жди меня на рассвете», — он говорит товарищам, Будто он и они — это он и кто-то другой, Кто один, как Иов, и ждёт его, словно бури. Что за синий знак на руке у него, сестра? Это сильный знак на руке у него, подруга. Там написано как-то так: любимый, Мой любимый, ты береги себя, не бери при всех, Позвони родителям, в среду возьми отгул, Не возьмёшь — постарайся вести себя хорошо И зови, если что, зови меня, если что. 2. Аида
Красивая, молчаливая, то есть по-русски едва-едва, Мне нравится её окружение, пряники, сахар и вся халва, Вся и всяческая халва источает хвалу, Когда она в углу и отвешивает товар. Пальцы её берут за бока померанцы, за шеи — груз Зеленоватых, стоптанных, сладко стонущих груш, Тёмную плоть баклажана она погружает в белую Плоть хрустящего пластика; и рождается ценник. А хурма ей — как мать, и она на неё не глядит И стыдится своей публичной профессии. Я задаю ей вопрос, и она не даёт ответа. Я захожу как вор, и она не удержит вора. Слабая её, её дешёвая рабочая сила Вся собралась в руках и не вынесет разговора. Её и общий отец сойдёт на ны, как лавина, Едва она окажется не невинна. Её и общий отец, старший вожатый, Главный врач нагорной пустой больницы, Где чьи-то рёбра, как ложесна, разжаты И страх разводит сплюснутые ресницы. Её и общий отец, он грядёт за дочью, По тёмной трассе тянется днём и ночью, Как полоса тумана у стен вагона. Когда его армии проберутся в город И станут у Красной площади костью в горле И скорым пойдут по путям, утоляя голод, Снимая тулупчики у самокатной голи, Мы будем их дожидаться на дне кургана, Где менеджер Юля сегодня её ругала. 3. Фиделио
Заседание начинается, всё шуршит, Свидетелей выводят и вводят новых, Второпях выносится приговор, Обвиняемый превращается в осуждённого. Приговор приводится в исполнение, Обычно при этом врач и начальник тюрьмы. Родственников сюда не пускают. Журналистов тоже сюда не пускают. Сюда запускают осуждённых, по одному, Фиксируют плечи, щиколотки и запястья, Дают покурить в последний, Дают укол, дают переменный ток, Осуждённый превращается в медведя. Родственники их обычно не забирают, Хотя я знаю один исключительный случай: Держат на даче, с охраной, там лес до краёв. Невостребованные расходятся по зоопаркам, Цирковым коллективам, частным живым уголкам: Неагрессивны, хорошо обучаются, Ходят на задних, «мама» порой говорят. (Женщину, переодетую в шкуру охранника, вежливо усаживают в воронок.) 4. Ифигения в Авлиде
Действие продолжается у воды, Война не на жизнь, траншеи, мечи, кирасы, Левый берег войны занимают жиды, На правом стеной стоят пидорасы. Эта битва идёт пешком, никогда не кончится, Перемолет и зажуёт пятьсот поколений, Настоит на своём, как ядерная зима, Потому что с небес их атакует конница, А из-под земли наступает тьма, Уязвляя пяту и врозь разводя колени. Каждый из нас стоит на том или этом. Каждый из нас не сразу сложил оружие. Каждый из нас, покуда ещё живые, Смотрит туда, где советуются хорунжие, Свищут и перекликаются ездовые, Где поневоле делаешься поэтом. Возьмите меня в жиды или пидорасы, Я мечтаю об этом с третьего класса: Стать за вас оленем или бараном, Жертвенной тёлкой или толстою тёткой, Девственницей, явленною в кустах! Я с мечом в груди пою и не умираю На войне, ведущейся на подступах к раю.
|