* * *
В конечном счёте и я научусь жить неплохо
и ничем, кроме того, что ты видишь во мне, уже не буду,
вряд ли и тем, что ты видишь во мне.
И ещё научусь писать о других и говорить о себе,
говорить о себе как о других.
Это будет моя месть поэзии.
Разве плохо она повелевала мной?
Не требовала ничего, кроме измены,
а запрещала только писать.
Изъян был во мне. Даже в стихах не удавалось
заслонить глупостью трусость.
Вот и сейчас нет смелости на последние строки,
остаётся лишь научиться жить неплохо,
довольствоваться предпоследними стихами.
И каждый раз, когда призовут к разумной жизни
или, напротив, попросят новых стихов, я сниму лицо
и всем покажу свою истинную маску.
* * *
Если случившееся
вспоминается лишь тогда,
когда проходишь мимо места, где случилось,
ещё неясно, кому вспоминается,
тебе или месту?
И если месту,
ещё неясно, всегда ли оно помнит
или вспоминает лишь тогда,
когда проходишь мимо.
* * *
Хватит! Занимайте свои могилы,
зима почти закончилась.
Занимайте свои могилы,
зима почти закончилась.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тот, другой голос,
который будит меня
и подводит к окну: весна,
солнце восходит между корпусами.
Воздух начинает что-то припоминать,
птицы помнили всегда.
Все деревья работают.
Люди выходят из домов
и будят автомобили. Люди
шагают по тротуарам, переходят улицы. И потом снова
те же люди выходят из домов,
шагают по тротуарам, переходят улицы. Весна,
которой вчера тут не было. Воздух вспоминает
все песни, которые ему когда-либо пели,
и все деревья работают. Уже которое солнце
восходит между корпусами,
в который раз я просыпаюсь и подхожу к окну. Люди
непрерывно выходят из домов. Я смотрю на них сверху,
но пока не вижу себя. Хватит.
* * *
Идея была не из лучших
подняться до кладбища в дождь.
Вроде не так уж пьян
и уже в который раз здесь,
но твоей могилы не видно.
Помню тропинку между могилами,
от главного входа прямо, потом налево,
но твоей могилы не видно.
Вроде бы узнаю соседние,
вот и место, где был срубленный кипарис,
а вот твоей могилы не видно.
О такси здесь забудь. Идея была не из лучших,
дождь всё сильнее. И неблизкий конец
до той дешёвой пивной у реки,
где я всегда находил тебя,
когда не заставал дома.
* * *
Признаки жизни в глухом горном селе.
Село-то всего —
пять-шесть домиков с дворами,
и между ними уместилось бы столько же,
а вокруг горы, горы. И снова горы.
Какие здесь будут зимы:
в то, что мир продолжается за горами,
с трудом верится даже сейчас,
в середине лета.
Как хорошо, что никого не видно —
ни на дороге, ни во дворах, ни в окнах,
куда убедительнее — признаки жизни.
Резиновый мячик посередине двора.
Яма у забора и на земле
лопата.
На покосившемся балконе вывешены сохнуть
красная, зелёная, красная и красная,
четыре майки разных размеров
четырёх разновозрастных детей.
* * *
Доверь они мне этот город,
даже не город, а только вот эту улицу,
первым делом пришёл бы к этой витрине
потребовать, чтобы убрали глянцевые манекены,
к которым, вот уже какой год, никак не привыкну.
Как ни прохожу мимо, всё кажутся живыми.
А что в этом плохого? Да ничего.
А что могло бы быть хуже?
* * *
Убийца,
и одну из его жертв
знал даже лично. Но не чувствую ни презрения,
ни страха. Только интерес.
А он говорит о вчерашнем матче,
о раке у дяди, о подлости
властей. Говорит, между прочим, неплохо.
Но мне нужны убийства, убитые.
Как знать, будет ли ещё такая возможность?
Сам я не убийца. И друзья не убийцы. Хотя понимаю,
каждый может им стать — такова
жизнь. Меня мало волнуют
ощущения. Полагаю, ничего особенного. Не верю,
что им снятся жертвы. Меня занимают
лишь факты: когда, как. А он
о чём только не говорит. И говорит точно так же,
как мои друзья-неубийцы. Но
должна же быть разница — он убивает,
то есть между нами есть рубеж, стена,
говоря картинно — стена из трупов
или, ещё лучше, из скелетов, которой не видно,
но так хочется увидеть. Не показывает,
говорит о сыне. Сам спросить не решаюсь. Почти разочаровался,
потерял надежду, что хоть в чём-то проболтается,
но вдруг, не помню, в какой связи, говорит,
что у него нет излюбленной позы сна,
что может спать в любой позе и в любой чужой постели,
и я, наконец, понимаю, что он другой и может быть кем угодно,
например — убийцей.
* * *
Никакого дара предчувствия,
Бог меня пожалел,
но,
чтобы не чувствовал себя счастливым,
наделил другим —
даром прошлого.
Прошлого,
в котором постоянно что-то меняется.
Сегодня помню:
тогда мать не увидела меня.
Завтра покажется:
увидела и не сказала.
А послезавтра расскажу:
я сам ей признался.
* * *
Листья как раз начинали опадать. Мы сидели
в открытом кафе.
Разве мы не можем писать стихи получше,
спросил я и наполнил рюмки.
Конечно же, можем,
ответил ты, и мы отхлебнули.
Но стоит ли,
опять спросил я, и мы отхлебнули.
Ни в коем случае,
ответил ты, и мы отхлебнули.
А может, вовсе бросить писать,
и мы отхлебнули.
Так и будет, конечно,
и мы отхлебнули.
И будем высмеивать тех, кто всё ещё пишет.
Придётся высмеивать, конечно,
и мы отхлебнули.
Смотри, лист упал на землю,
указал я на лист, и мы отхлебнули.
Если б и на наш стол упал,
и мы отхлебнули.
Тогда бы мы перестали писать,
и мы отхлебнули.
И второй лист упал на землю, хлебнули, и третий.
А вот и четвёртый упал на землю. Листья
как раз начинали опадать.