|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал |
Стихи
|
Пряжа поэзии
Наталия Черных
|
|
Проголосовать за этот текст |
|
Вы проголосовали за этот текст |
|
|
ПРЯЖА ПОЭЗИИ
Полощу пряжу в жёлтенькой старенькой ванне, похожей на зев старухи, братнин свитер (а он-то, поди, всё своим неприкаянным думам раздал, всё равно что девицам, блаженный он, что ли, медведь); греясь ржавой, однако горячей водою, передумаешь много. Начиная от стирки вручную, выжать - сил уже нет, сам потом отожмёт и повесит.
Не подумав, что думаешь, всё перемыла: и детство, и прочее с ним. Новый год, а ни слова о Рождестве, но рулет, как на святках в начале двадцатого века, за бокалами стаей тарелки спешат, льётся клюквенный острый крюшон: ах, Наташе его не давайте! Как будто поэт от рожденья не пьян, так при чём тут Наташа. Да, поэт куролесит, он строит из стульев на новом столе бастион, он велик даже в испачканных глиной брючатах.
Выстирала, только ещё сполоснуть, чтобы пену прогнать. Не ушла пена. Много ли смысла до сухости в сердце язвить, тосковать и смеяться над каждой картинкой, нелепо коверкать слова, неестественным косноязычьем сминать красоту угасания вокруг, и в себе. А мне хочется дыбом, в сметане кленовою ложкой стоящие строки, стихией, свободной стихией, идущей, как войско, на вы, осязаемой древностью - не подражание, а время ожившее, преображённое время, знаменье новой вселенной, в которой уж нет кривотолков и ярость чиста. Не подражанье и смех, а плетение пряжи промытой, ушедшей на эту рубаху, которую брат мой наденет, и будет ему тепло.
Так и поэзия. Раскрывает ветвистые, вьющиеся пряжею тёплой объятья, нитку несёт колесо, а над ним три строгие девы, Парки, Ангелы, кто они - первенцы Бога - склонились. Вот и тело вышло на свет, вот дано ему имя, а в зените рождения алый Антарес восходит, как пограничник области смерти. Так и поэзия. Не предрешённо, так моется пряжа, так пряжа свивается в нить.
Нет, не так, но помимо труда. Как рожденье и смерть, безусловно, сидящей внутри лихорадкой (болею ведь, что же он, а ещё называется брат), поэт ведь живёт и в воде, и в огне, навсегда. Слово так непривычно для слуха, это я навсегда.
Нет, скажу себе, ты только свитер. А придёт старший брат, отожмёт и повесит, после наденет, и будет ему тепло. Но истлеет ли пряжа моя или впитается братниным телом, неведомо. Так и поэзия: некогда истлеют все стихи, зов останется. Им живы все прочие чувства, им зачинается чудо.
ОДЫ НЕВПОПАД
Первая, к одежде
Славься, платье, которого не сшить и не купить, простоволосое платье, веселись, закружи плечи мои унылые, дикою розой цвети, дырами, а вокруг них узоры из мулине; талия платья не больше запястья, пышный батист заструился, тревожным воланом пошёл: ах, не улети. Так и нечто внутри, более живое, чем я, волнуется платьем, рябью от холода тронуто, вздрогнуло от прикосновения звука пугливым котёнком. Платье и я, не разлей вода; всё равно будешь ты. Славься, нежное, против холодного ветра, в мартовском небе лететь, тучи густые пугая маленьким декольте. О платье внутри, простоволосое платье, чёрное, белое, розовое. Алого в маках недостаёт, ветер с востока. Платье в узорах из песен, гибких ветвей с покорными шеями, сердцевидными листьями, множество в платье сердец, все дрожат. Что же внутри меня так волнуется, ходит батистом и складками, плечи свои оправляет ежеминутно, будто спешит на свидание, а сарафан неловко сидит, как мне быть... Будто брызнули глиной колёса, глупая, ты же сама виновата, клейкою лентою пятен не снять; о увы мне, платье ходит и плачет, ибо оно возлюбило, тело твоё возлюбило, ведь тело - это же ты, все глаза, гибкий рот, удлинённые губы, как я, невпопад, рвётся платье. Есть ли у платья душа - если есть, то, наверное, мне не покинуть тебя; надо наряды свои разодрать, а он у меня один, в чём хожу и чего мне не снять никогда, даже рядом с тобою, крестильную эту рубаху, прилипшую к небу, присохшую кровью, рубаху, не толще запястья в обхвате; волнуются облаком крылья, по телу струится нездешняя рябь, славься, любовь моя горькая, мреет твоё отраженье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Бередит, света просит, счастья и мира, нетканое моё чудо. Зимняя кожаных риз теснота обучает движениям новым, суровым. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Платье внутри ни стирать и ни гладить неможно, а в химчистке не вернут первозданной чистоты.
Вторая, ко всему насущному
Что хлеб, вода и голуби у входа, что спит посудой, дожидаясь рук, на что глаза смотреть уже не могут, что руки выучили наизусть, что шепчется, укрывшись диафрагмой, сидит в печёнках, надоело, что против списка ощущений и против описаний, сравнила бы с глотком, да нет, намного легче, что искренно возлюблено, что в радость, что приобретенье, что прекрасно и прелюбезно (мне всегда казалось, что прелюбезность излучает нечто, как вышивка бежит, как нити прочь от иголки, рыщущей по ткани).
Не то, что чайник ставлю, чтоб чайку, хотя заварка с вечера осталась, а то, что мир вбирает жизнь свою как влагу, и никак не описать вбирание той странной влаги. Губка жестока, а глотка слишком выпукла и ноет, дрожит струной, рыдает в ней гортани погремушка.
Не то, что как покупка. А почему бы не бежать вприпрыжку новым туфелькам, подмётки не стирая никогда. Удивленье блестит надкрыльем майского жука. Не то, что боль, что жжёт и неизвестно где. А в зеркалах пылает румяная измена, укоры под ноги бросают ей букеты, скорбей уж полон зал. Не то, а тихость ветра, сиреневой мороки и улыбки, ночной улыбки примиренья всем. О, верно, скорби спящие красивы.
Вода в водопроводе - и снова не то. Посуда плачет, ведь у человека должно быть двадцать рук. Полнота гнетёт, а пустота молчит на все вопросы. Худоба смеётся и клянчит, не доверяю худобе. Ну что ещё: пакет, тепло и мыло, вот овощи, вот суп, и курица с кинзой. Не то. Вот соль, пожалуй, ближе. Так мир взвивается, как балерина. Строго и смело, обдуманно и бурно. Так веет запах моря или озера, так мозг совершает земной поклон, так дышат млечные скопления звёзд и галактик, так ночью разволновалась портьера и дождём дохнула.
Насущное ведь выше пониманья; не так добавили гречневой каши, чтоб с лишком, а так в глуби изъеденного душою тела струится свежий ток. Так просыпается - ну с чем сравнить - здоровье, а ноги ходят, вот они, вприпрыжку, а хлебом тянет из печи в пекарне, а ты так строен, просто стеклорез, а плоскость бытия - песок и пламя. Перемешаю, отворю окно.
Третья: глупости
Вот дурочка и с нею дурачок. Говорят, она ещё слепоглухонемая, не говорит, что чувствует, что видит, какая гордая; а люди ценят слово. Смотрю с изумлением, ах, правда, мне потребно слово. Что человек, всего лишь имя наше, так возвестила дурочка, когда она говорить умела, в раю, до своего рожденья. А родилась она слепоглухонемою. Ей дурачок как брат, он шубой утешений скрывает сестрёнку от зимних судеб мира; та всё мёрзнет. Забота дурочке не впрок, как были не впрок глаза, голосовые связки и слуховые струны. На ней платок и юбка, всё не так, братец может и не стараться её опрятней сделать, изгваздает в навозе или в глине, а то и в костном мыле при мытье. Дурочка простоволоса, бегает по улице, хватает звуки ртом, да те рассыпались. Или же будущее она губами держит, как нить от воздушного змея, не знаю, а братец сетует. Вряд ли эту парочку позовут на день рожденья или в клуб, где ритмы музыки как трубы теплотрассы, паршивый чай и дорогая водка. Вряд ли полюбят в селе, а там и молока нальют, там сала в старой мешковине шмат подсунут, там дарницкого хлеба злой кирпич, ну, кушай же. Но дурочка не ест, а только пьёт, и всё невкусно ей. Ей бережность тяжела, как молоко, от дойки трудной жалость; ей слишком сладок сок утех, и сладостей она вообще не любит; той дурочке вино ну как моча, от запаха воротит; вода же пахнет медью. Что чувствует она - лишь запахи и вкусы: да, нет, ложь, верность. Так жуют стихи, так истлевают звёзды и стихии. Так в майской трясине ходит шест, и человек его уж зацепил за берег. Ни глаз у ней, ни слуха нет, ни речи. Всё на сердце: там уши, и глаза, и даже речь. А усики всех запахов и вкусов шевелятся, а ямки воздуха несут её крыла, а с ней умчат и брата-мотылька к сирени дикой и юному шиповнику, к земле обетованной. Глупость плачет, зовёт детей прочь из бытийного капустника с бардической гитарой, прочь из клубов анашиных, забитых до отказа мелким камнем. Сама она как воин, молит так: стой, солнце, над Авалоном, стой, луна, над долиною Авалонскою. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Есть глупости страна, эльфийский Авалон, там ток, от сердца к сердцу говорящий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А здесь у дурочки на платье чёрном ворс да под большими веками тревога. Здесь дурачок рыдает по ночам, здесь снится, что тебя никто не любит.
|
|
|
|
|
Читайте также
Номера журнала
|
|
|
|
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
|
|
|
|
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|