«И эта детская площадка тебя, поди, переживёт — ну, бегай, прыгай». Как сорняк, сухим стволом перестоявший зиму, осень ли, весну, стоит старик в такой же пыльной шубе, и тросточка его живая стучит во тьму советского асфальта. Старик:
«Забыть значит начать быть», — писал Михаил. «Память это всего лишь душа», — говорил Андрей. Есть вещи повыше души, но пойди поищи, или подольше: планеты, собаки, хвощи. Или покруче: культура и цивилиза... что в ней ни тронешь, всё тут же на помощь сполза... Бог есть любовь. Чем питается чёрт — непонятно: очень худой и про деньги поёт неприятно. Долговечны развалины памяти, камни душевны. Голоса неслиянны, молчаний слова совершенны: сократи, что имел, вполовину, на четверть, на треть — кто себя пережил, разве лучше бы мог умереть? Детский хор, молча:
Вот рапира, вот лыжная палка, вот тапир, вот охотник, двустволка — никого в этом мире не жалко кроме самого серого волка. Важно то, что он серый. Он самый! Дай дневник, возвращаешься с мамой. Старик Юрий Владимирович:
Вот усик лета будто виноградный. Как узок лист его, пока он молод! Не лист, а почка. Не слова, а всхлипы, вернее, всхряпы. Песочек тела тут же беловатый, репях, собачий хвост, сырок творожный, сближений волапюк далековатый, тропинок эсперанто осторожный. Дворец кроватей и перегородок, где палец твой морщинист, как окурок; протуберанцы медленных растений, обид и счастьев школьные портфели. Окружности костра или плевка. Две линии, жука и червяка. Хор, отогреваясь:
Не жалей, не зевай. Поминутно смерть и свет для тебя происходят. Беспредметный урок потому что. Есть у чашки поверхность с исподу, а посмотришь вот так — глубока. Прекращаем валять дурака. Старик Юрий Владимирович, босой:
И юношей умы во тьме, где звёзды смерти светят вам (я тоже юношей бывал, но это быстро забывал), и женщины кальмар тугой с холодноротою ногой — хранятся, вечные, при мне другим на зависть головам, и в хорде сладкий холодок. Но входит кто-нибудь другой и говорит: «Спасибо, сня...», — нас, кто там был, не съев ни зги, но как бы взяв и прекратив, накрылась премия в квартал. Тю-тю двуногие глаза. Все чертежи смывает дождь. Теперь вокруг одни круги, а дальше больше ни аза. Где тайн был шкаф, там всё фигня, как жизнь, в которой нет меня. А я сомнителен себе, хоть и со-мнителен тебе — и это при живом-то «всё», которое почти вполне. Собаки лают в унисон, как пел Денисов-Эдисон, а эта девочка ещё — уже старушка в пермане... Её в пергаменте рука страшна, как сбои в ДНК. Здоров ли чей здоровый сон? Хранятся вечные слова «пельмень», «сосиска» и «ать-два», собака, кошка, партактив. Судьбы пятнистая нога ползёт в тумане четверга, и что-то нежно говорит её дружок полиартрит; консервы воют в унисон, стучит свиной презерватив. Маяк карманного огня всё ярче, словно неродной. Храпит пробитый эполет, десяток новых разменяв. «Переучёт и перегной, полёт, мелеет и омлет, Нева-Венеция весной...» Пошевели теперь сама: по истеченьи жёстких лет приходит мягкая зима. Хор, с потусторонне патриотическим душком:
Что с печалью глядишь, поколенье? Ляг, Алёнушка, как на войне. Отвратительны наши стремленья, только лень неприлична вдвойне. Шкура в дырочках, день догорел, за попытку стреляться — расстрел. Сосед дядя Юрик, накачивая гитару:
Быть, чтобы казаться. Думать, чтобы забыть. Не обижаться. На тёплое дуть, в ладоши не бить. Медленно плыть по стечению обстоятельств, не отражаться ни в чём. Гладкой воды изнутри не касаться, топориком, кирпичом. Я утюжок, и ты утюжок. Город Чугуев, чёрный флажок. Тонкая нота дня над темнотой, звеня. Хор, почтительно:
Царь-царевич удилище правит, колокольчик на небе звенит: «Раздавайтесь, деревья и травы!» — запускает собачку в зенит. Шапка красная, вопли, штыки, пытки, прятки, лопаты, крючки. Ю. В. (((((((в, плательщик по общей ставке:
Я мелкий мылкий идиот, разумный человек. Работаю на депозит, потом гляжу сблизи — не так уж мал, не столь уж мыт, не больно-то умён. С тобой и рядом не сидит такой, как я. Но вот весёлый крепкий ангелок ду-душу поволок. Не попадает зуб на зуб? Раздуем уголёк. Не запретите вы мне, черти, мечтать о жизни после смерти. Я — граб! Я — краб! Я чебурек! А это кто выходит вон? Хор, голодая:
Аккуратен, как ангелы мщенья, кто камыш истребляет в пруду на рассвете большого ученья в девятнадцатом дважды году? В поле девушка, в ней результат, и пора помолиться назад — Сервант в костюме жены или сестры:
Красные рыбы и зелёные горошки, белые небосводы тарелок. Ложечки, ляжки, желудки, подвздошья, изображенья грибов и белок — мир невелик? Но возьми большую с супом или борщом. Хлеб одесную, а соль ошую — знаешь, всё это о чём? Из перебранок и перестрелок слышишь ножей и вилок стук? Белые горизонты тарелок, ноги пустых бутылок. Хор, приподымаясь на всех:
Лапы. Гвоздь. Два кольца, три дорожки. Колосок — голосок молока. Кровь на травке ребёнка немножко, ненадёжное слово «пока». Вот звезда, вот корона, вот мяч. Солнце воздуха, мухи удач. Лётчик-ополченец Св. Георгия, во тьме:
Что далеко — в сумерках будет ближе. Что хорошо — завтра не будет лучше. Выйди во двор весь в разметке чужих созвездий: как по странице бегают твёрдые мягкие знаки яти и фиты, видимые с той стороны, и не выглядывают обратно. Ночь полна, как колодец в правильном тёмном месте, и риторики костёр шипит до рассвета с той стороны, но не просится к нам на эту. Что далеко — к полночи станет выше. Что хорошо — не исчезнет, а превратится в утренний холод. Впустишь чужую свою собаку, встанешь на крыше, потянешься — археоптериксов стая, каменным расправляясь будущим отпечатком, и полетишь навстречу точке, передавая приветы, всё, что возьмут, позволяя кляксам и опечаткам. Хор, стремительно охлаждаясь:
Обезьяны лукавства и мощи, человечности мерные рты, это вилка и нож, если проще, а трилистник прожуйте, скоты. Патрик, пряник, ондатра, причал, Заратустра, ошеек, печаль. Пораженец Ц., в долгий ящик:
Свободней птицы только овощ, вот он по веточке ползёт. Она летит, и бог ей в помощь, хоть птичник, хоть овощевод. Теперь одна у нас дорога: по мановению ножа мы начинаем славить Бога, неутешительно визжа. Полна природа кратких знаний, но вот порог, но вот порог — предел мечты и начинаний, простой, как валенок, итог: бульон, компот, собака, сила, картонка, яблоко, могила. Старик и мойры (пускает слюни, ткут):
Стыдно время тёплое терять, но стыдней об этом повторять — повторяя, вновь теряешь время. (Глупо же об этом говорить.) Как овца тыняешься, небрит. Думаешь, мол, бремя — это рама? Рана — ты, и сквозь тебя — течёт (будто все — ничто, и нас нет дома). Идиот даёт себе отчёт, умный перешлёт его другому. Что важней, корова или стог? Запад утром смотрит на восток, а восток на запад. Вечереет, и руки горячая рука как реки прохладная река (это кто киркой, как криком, бреет? выторг — окончательный восторг) из груди, но лето не умеет задушить зимы острожный стон: потемней, печальней, поскорее... Им кружить, как бабочке в колодце (ловля неболикая внахлёст), косточками умысла колоться, доставать до самых влажных звёзд. Что растает, то и остаётся. Эпилог. ВЗРЫВ СВЕРХНОВОЙ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ КВАРТИРЕ Помнишь, Паша, тот вечер, когда я вешала в коридоре лампу? Да, Саша, я — твоя душа. Времени, чтобы жить, как всегда было мало. Лампа была беззастенчиво хороша. И когда мы с тобой стояли на табуретке, когда в дверь непонятно глядела наша жена: как Лисичка в Кораллах или крыса сквозь ветки, — я была для тебя, вот скажи, хоть на миг неважна? Да какое там миг! И когда засияло, как Бог, ваше Солнце, и все побежали, кто мог, прочь из этого коридора, я подумала: «Всякий пересекаемый нами порог — не прекращение Разговора, а его продолжение». Или наоборот? (А жена уже забегала за поворот.) По делам. Поделом. Я тогда потерялась на миг: без меня как-нибудь догоняй свою нимфу-пастушку, — всё равно всё построено здесь из неправильных книг. И пора на просушку. Хор:
Свет Свет Свет Свет нет нет нет нет Свят Свет Свят Свет Свет свет свет свет и т. д.
|