Из цикла СТИХИ О СМЕРТИ И ЛЮБВИ (Вторые тёмные поля) В честь воды называю траву — рекой
...братия вечера возле косматой воды (яблоки осени и золотые сады) там, где скажу тебе вещи о синем пороге о дочерях против сердца, о Боге, о Боге Вытяни тело, похожее сверху на дым в линию берега возле плывущей воды — видишь, как боги бегут, закрываясь руками? это ли родина? или трава между нами? К примеру, Авель: что ходили и лунный след в лицо ловили Длина лилась одной реки где хо́лмы, тёплые ночами где мы (как яблоки легки) на берег бережно легли чтоб реку чувствовать плечами Мы говорились у реки... Как травы осени, частями темнели родины под нами Тавриды крыльями совы шуршали с каждой головы Как будто бы Авель — Орфей
Возьми слова, что сказаны сюда: пускай они заплещут, как вода и это будет зеркало второе — защитное, кривое, не кривое... «Да вот тебе, — я говорю, — и завтрак!» И, с этими словами скинув с плеч свою суму, я хлеб достал и сыр В тени платана у реки мы сели и принялись, как дети, за еду Смотрю я на него (а ест он жадно) и вижу, что меняется Орфей — черты лица внезапно заострились и все цвета оставили его... Он быстро ест и вдруг, сомкнувши веки как медиум, тягуче говорит: «Ни пепел лавра в лоне Эвридики ни плечи тела горьковатых Муз ни полузверь, как лезвие, прекрасный ни мраморный, вторичный человек не обратятся жертвенною кровью не привлекут развеянных богов А Я ЛЮБЛЮ, ЗА ЧТО, НЕ ЗНАЮ САМ БОГОВ ЭЛЛАДЫ ЛЕТНЕЕ МОЛЧАНЬЕ ЛАДЬИ ХАРОНА СМУТНОЕ КАЧАНЬЕ И РЕКИ ДЛИННЫЕ, ПОДОБНЫЕ РУКАМ!» Мне стало страшно. Между тем Орфей, наевшись до отвала, стал томиться непобедимой жаждой... А река перебирала медленным стеклом и двигала сверкающей прохладой — перебирая медленным стеклом и двигая сияющей прохладой... Орфей приподнимается тогда, отыскивает место поудобней, становится, как в церкви, на колени и, наклонившись, тянется к реке Но только лишь воды коснулись губы — раскрылась в горле рана, как цветок, и губка выпала — за нею капля крови скатилась в реку! Опустевший труп и сам упал бы в воду, если б я его не подхватил! С большим трудом втащил я тело на отлогий берег и, внутренне оплакав мертвеца, любимою землёй навек засыпал ...Что было делать? Мне пришлось бежать, от родины и дыма отказаться и выбрать добровольное изгнанье, как выбрал Зевс — когда пришёл Христос Новый Ганимед
Летят и лечат ласточки тетрадь — они — мелькать, а я их — записать: мол, что творится что у них творится? Как снег, которого здесь нет, но о котором говорится, сквозь снег мелькающая птица — похожа снизу на балет, где летних ласточек букет в снегу белеет, как больница. Так видится. Но убегу вдали по улице асфальтово-квадратной от юноши-купца из северной земли с бородкой голубой и аккуратной Не спрячешь губы от Христа
Я знаю, милый, мы с тобой одно убами Бога — красное пятно Как дым, воскресший символист в московском дворике повис, лицо на снег перевернул и вдруг наверное, блеснул: — Не спрячешь губы от Христа, когда он хочет есть (и пить): уста холодные Христа никто не в силе разлюбить Быстрей молчи ему в ответ, мы тоже дым, а впрочем — нет, мы очень спим, мы видим дым, давай-ка вместе повторим: — Не спрячешь губы от Христа, когда он хочет есть (и пить): уста холодные Христа зима не может заменить! уста холодные Христа зима не может заменить! На пришествие снега (с головой серебра)
Снежок — от тяжести сухой — поправлю правою рукой? А знаю: долгожданной горожанкой скажи «зима» скользнула надо мной — она, как шубку, воздух наизнанку не вывернет, и не махнёт рукой не позовёт из дымоватых улиц не прислонится маленькой щекой не вспомнит нас (как в зеркале, сутулясь) со мною и с тобою (дорогой) Плечи Аполлона за двойным стеклом —
принакрылись инеем (русским серебром) На окне вечернем Господи распят... — Что ты хочешь, Господи, для ребят-ребят? — Я хочу, чтоб дети северной страны не гулялись дети не ходили в сны: там летейский пламень, елисейский мрак! — Вот и ладно, Господи вот и будет так Солнце-Кощей
...а лопнул Аполлон, как лягушиный шар чтоб Музочка во сне воскликнула: «Пожар!» ...а красная зима рождается во сне где боги в темноте помочатся на снег Листья лавра больно блещут на воздушной на реке Аполлон ломает вещи девкой-дудочкой в руке А я люблю своих вещей! Я их поберегу! Я вскричу Аполлону: — Ты Солнце-Кощей я тебя оправдать не могу! ты сломал столько тел и предметов людей, ты согнул моё горло в дугу!! Но всё равно сквозь собственную кровь любить поговорить с тобой придётся и эта красная и нищая любовь — советскою поэзией зовётся Уснув, не спи, а то увидишь Бога
В снегу ужасно падающих роз над глубиной Коцита спит Христос — ах, кольца на руках Его сверкают и не буди Его на свой вопрос! Чтоб не остаться пылью снегов полей не подложить под землю Крыло и Ногу только ли птица светится на лету только ли ангел пьёт молодую воду? Зимние реки спят на плечах богов рыба «февраль» блестит словарём во рту — спящим отдать ключи от ещё стихов но не менять крови почти на ртуть Льдом или мёдом выделить монитор в знак Либитине любящей место встречи чтобы остался крови речной удар в бывшее горло, в плечи — или не в плечи?.. Надпись на воде из дождя-дождя
Кровь богов рекой течёт: дождик пляшет, но идёт (боги боятся бегать в лес, травы мешают смотреть ногам, ворон на ветке тускло сидит, дождик какой-то nirooskiy), то идёт, то не идёт — а Музы любят круглый год! Дождливо Анненские дни в кино замешанные с солью где губ до глины удлинить не получилось на сегодня сюда не вставлена луна — лишь Поливальная Машина плывёт над городом, темна и хорошо остановима Надену ладанку и чёрную футболку
На скорости воды, выравнивая вниз как будто как шагов неслыханные шубы по улицам скользит последний символист под спящий шум дождя, как в зеркале бесшумный. Но светел человек под водяным стеклом — есть ласточки и чай, и царские чертоги, где все, кого он вёл своим глубоким сном, в щастливой нищете беседуют о Боге Нет, не луна по стёклышку любима, любимая стеклянная луна: когда лицо вода проносит мимо, как тень воды бегущая от дыма, в уста змея вползает из луча — да-да змея вползает из луча! Что ж, подержу во рту немного мифа, признаю в телевизоре его, чтоб дольше спать, чтоб грудь больной богини теплела мне у Климта и Дельво Не чешуи «февраль» полунедели, не ветер «март» ударивший хвостом, а милая луна в моём прольётся теле как осень осени, как сна пустой восток Я горевать о якоре и плуге, где реки длинные раздвинуты луной, скользя в ночи волнистою подругой когда-то глупой, бывшей и больной О, незачем молчать, что всё проходит, что будет Бог, а мы с тобой, сестра, поедем ли в автобусе, как боги как ездили в постели до утра? Воде полезны грозы и стрекозы! жаль, не могу с ногами в Коктебель, изобретая ангелам заказы — коньяк, лимон и милую в постель Но женский дождь, подкрашенный водою, и слабых губ молочное вино, волна невесты (или там студентки) не утолят из мёртвых никого Ахейскими как если кораблями исчезли затонувшие венки, и берега занесены песками и высохли, желтея, старики Среди отцов, как скифы непокорных, средь городских количества Камен я поверну своё сухое горло к сегодня слов классическим венкам Надену ладанку и чёрную футболку, перекрещусь одной из этих рук, и поплыву, приподнятый как знамя на пиршество (непонятых) подруг Две царицы и Андрей
...заходят в летний сон две девы молодые — тепло-зеркальные: какие-то такие Андрей Кто видит, что Камена как река — у смерти занимает мотылька как зеркало разбитое, опасный (пустым полётом долго одинок над свечкой веет серый мотылёк женобородый, глупый, сладострастный — как Библия раскрытая прекрасный) Оля Над свечкой бьётся краткий мотылёк - по части сердца тихо одинок как снег идёт над белою поляной (но ве́чера пчелиная пыльца приподнимает линии лица когда выходит девушка из ванной с лицом луны — красиво-деревянной) Лена Да мне-то что? ведь я не человек - могу смотреть, не подымая век где присмотрюсь в богатую погоду (а ты, другая, ходишь и блестишь: «о, тепловаты слёзы, - говоришь, — как будто рай, открытый на субботу где я в любви нашла себе работу!..») Любая дочь — как дождь
Кто человеку человек: Господь, вода или ковчег? Давай в слова, как в дождь, гулять и о ковчеге понимать Попробуй умирать, но вот боишься, где языком, как ветка, шевелишься, где лучше дождь, а хочется, чтоб нет на родине, где звёзды и минет Кто сохранит стеклянную прохладу: картин и книг некрепкая преграда? Ни черепа, ни речи, ни ручья — темнит в субботе девочка ничья В салфетке боком светится конфетка, что птичка/дичь на сладковатой ветке, а чай — горяч, клеёнка — холодна частичка ночи — в форточку видна Движением груди нетороплива, как ночь, хозяйка в зеркале красива, где я найду во рту её сестру над завтрашней заваркой поутру Стучат часы в копилке стрекозиной, зовут стихи то Аней, то Мариной, шумит в ушах багряная волна частичка дня — под юбочкой видна Любая тень, как дочь, угодна Б-гу, а ну-ка, поиграем в синагогу: давай до богословской нестроки отсюда полежим вперегонки — Смотрит строго: ищет Бога
Кому-то — камни от Эллады, кому — к расивые дожди, кому — движение в груди от слов «нет-нет» или «не надо» Увидишь ласточку мою, вздохни, что я её люблю, что дома я сижу (курю) и молча с Богом говорю Дождик идёт — ветер растёт — пахарь в ладонях книги несёт! Он молодой — трясёт бородой — ходит, как тень, за подземной звездой! Почвы печать — будет сорвать — если не в силах зёрна читать! Брат молодой — не тряси бородой — хватит ходить за подземной звездой! Тень коротка — земля глубока — смерть неизбежна! любовь нелегка! А мы спешим бессмысленной толпою
Светят лица, блещет злато — мы спешим толпокрылато дабы в небе голубом был готов и дым, и дом В лицо вдохнуть ли дыма дуновенье, русалку на фарси перевести, поближе к левой лодочке-ладони переложить ли жёлтые цветы? Нет, не хочу ни тучную Ларису, ни толстых призраков картошки и борща, ни белой глубины полезного кумыса грибницы в бороде и в кушнере плаща Ни пачки дыма с травами измены, ни ноги низа пишущих подруг, ни общих зданий пышные громады не позовут ни в ночь, ни поутру Но привлечён воскресною погодой, явлением дождя сквозь облаков, движением ветвей, звучаньем птицы губой своей, прозрачной, как вино В ней берег Крыма с синими краями и золотой балканский алфавит, и ласточки, сквозящие стихами, и «Остров мёртвых» в кипарисной раме, и бедная от холода Лилит И яблоко. Что делать с этим кладом?.. Ты даже Тютчеву не рад, но страшно чувствуешь, как дышит рядом-рядом теологически чернеющий квадрат! Подруга строгая грызёт тебя, как брата, а сбоку — облако в окно, а ночью — Греция, и думаешь куда-то: «О, как мне ласково, прекрасно и темно!» Но царь Андрей с машиной обвенчался, как будто меньше родина, чем дым, где из развалин (цветом белокровных) мы вышли к недостройкам городским И вот скользим по набережным края бессмысленной и праздничной толпой, по золоту друг друга окликая мерцающему в каждый выходной Пусть пастырь с песней, старящей, как свечка, поднимет хлеб ребёнка на руках, и золотой муки́ прикосновенье напомнит о каких-то облаках? К закату улица напомнит
...словом в стихе (словом с деформированной семантикой) поклянись на песке, на улице, на руке... К закату улица напомнит закладку цвета стрекозы акаций полный подоконник песок солёной полосы На вечер дом семиэтажный где убежало молоко как будто парусник бумажный в тетради двинется легко Туда, горбатая для Крыма от кровель красной высоты подкинет бывшая Камена прощальноюжные цветы Большое зеркало природы! вороны отразятся в нём нешумных ящериц уроды за вавилонским журавлём А там, где тёплые ладони под журавлиный лягут клин твой слепок с места не потонет в провале гипсовых осин Там Лотман тень твою толкает в горячий ветер букваря и на усах его сияет птицевечерняя заря Там рядом дети учат в школе законы чтенья и числа чтоб голова на тёмном поле автоматически цвела Как дети с маленькою тенью с изнеможением в кости навстречу зимнему владенью мы станем в зеркале брести Давай пойдём с лицом бескровным острее рыбы на песке по ледяным хрустящим зёрнам зима в зиме, рука в руке Так ходит осень, как хотела в древесном золоте своём чтоб горло птицы не пиздело а пело — мёдом и огнём Но только тот болтун от Бога кто любит твёрдые уста кто к рыбе клонится глубо́ко — отредактировать Христа Кто ходит с Кришной, кто с Давидом а ты, гуляя-под-крестом перешагни свои обиды на птичьем языке пустом Ты каждой тенью ходишь к Богу — не кровь твоя, а призрак твой даст речи в сумерки дорогу за Елеонскою горой Всё называется: и снова сестра, крылатая как брат тебя под локоть взять готова в печальноговорящий сад Но человеческой богини уста от золота тверды хоть двести лет в её кувшине не слышно ябеды-воды Но есть ещё иная сила в открытой призракам груди что птичий свет переместила к блестящей рыбе впереди Есть вещи с длинными глазами — они за нами проследят когда блеснём под небесами в прошедшем (времени) назад Зачем же, блядь, такая тяжесть древесно-мраморной руке что птичий свист однажды свяжет с нелётной рыбой на песке!? Смотри как падают звёзды
Для кого-то Поплавского это не город, а дым: он сюда не вернётся, а я не уйду молодым IДавай, представь, что мы умерли, что нас больше нету. Меньше нету, да и вообще нас нету. Это нужно читать, это нужно не улыбаться Наши девушки выдержали субботу, встали замуж медленно помутнели. Поезда ушли на последний север корабли, как яблоки, утонули. Но и ты, мой враг, ничего не весишь, но и я, твой друг, только четверть дыма Знаешь, Музы Богу не помолились, вышли ночью в золото превратились, чтобы тщетно сниться и тратить книги, чтобы жалко их — и нельзя за ними IIДавай, что всё кончилось, всё уже не вернётся что везде будет поздно, по всему будет поздно Вот город Эфес, где его на карте? Да и Александрия не та, что раньше. А Симферополь всегда был городом смерти, если «город» и «смерть» не одно и то же. Распад, распад, любимый начальник — ворон, любимый художник — Бёклин, любимое дело — осень, любимая влага — чёрный кагор поэт — Поплавский, часть тела — почки, они больнее и чаще, чем все остальные части IIIДавай, что мы дети, бывшие европейцы: наши тела мерцают — их горький ветер колышет по берегам Дуная, Сены и Ахеронта. Кто полюбил Европу, тот позабыл Европу, тот разучился плавать — волком, быком, лисицей Наши слова бесплотны, наши стихи прозрачны: смотри сквозь мои на запад, смотри сквозь мои на город, смотри, как падают звёзды над статуями героев, над кладбищем и заводом, над больничными корпусами, библиотекой и теннисным кортом Психея китайская
Заварил мои слова травянистый человечек — у него не голова а раздавленный кузнечик Горечью, гарью, пылью слепком с влажного китайского стекла повела ты, говорю, к неизобилью бородатого меня Горячит, горча, полынь святый воздух, он же — чайный пар над чашкой дар случайный: жизнь —
останься
чай — остынь!
|