|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал  |
Архив и мемориал
|
Человек во времени
Три страницы о Яне Сатуновском
Израиль Гарцман
|
 |
Проголосовать за этот текст |
 |
Вы проголосовали за этот текст |
|
|
Мы оба были технарями-химиками, жили по соседству и кивали друг другу при встрече, но любопытства на знакомство у меня не было — уж больно он в своих очочках походил на замотанного заботами бухгалтера цехового уровня, так и не наскрёбшего на приличный портфель и потому таскающего свой кефир с бутербродами в авоське. А потом нас свело по работе, и я впервые столкнулся с ним глазами в упор. Незадолго до того я шёл по улице, и мальчишки за забором жалостно попросили отфутболить им обратно резиновый шар. Немного гордясь будущим полётом мяча, я врезал изо всех сил подъёмом и заорал от боли — паршивцы залили приманку водой. Подобный шок неожиданности был и теперь. Глаза у него были черней чёрного и такой глубины, которая, вопреки известной философской хохме, всегда вызывала мысль о пропасти и никогда о мосте над ней. Как-то в разговоре я почувствовал, что он всматривается сквозь меня, как через запотевшее стекло, и невольно оглянулся, кто там сзади. Никого. С такой радиацией я уже был знаком по ленинградским тусовкам непризнанных гениев. По работе мы уже с ним контактировали в некоторых точках плотно, и следовало срочно его классифицировать, потому что по-одному надо воспринимать информацию от поэта, по-другому от художника, а с талантливым шизофреником вообще игра в чёт-нечет, то в яблочко, то чушь собачья, это как повезёт. Из поэтов я его сразу исключил: он был сдержан, молчалив, застёгнут на все пуговицы, на обязательных общественных пьянках по красным датам хоть и пил классно, не пропуская и не половиня, как и полагается ветерану войны, но никогда не впадал в кураж или в объятия, как после такой дозы все известные мне поэты, и не произносил никаких рифмованных тостов, а неизбежному при этом всяческому стихоплётству внимал, не морщась. Для выпуска стенной институтской газеты нужен был рисовальщик, и мне подсказали его. "В общественных игрищах не участвую". — Он всегда был чётко вежлив, но тут вместо необходимого конечного "извините" вдруг взял кусок бумаги и в течение буквально пары секунд нарисовал это извинение — автошарж с повисшим носом и сожалеющими бусинками глаз. Сходство было абсолютным, всё было вылеплено без колебаний из нескольких штрихов, и мне стало ясно, из какой сферы его взгляд — он художник! Газете помог случай. Осенью 1966 г. в командировке в Ленинске-Кузнецком я зашёл в книжный магазин и обомлел: на полке запросто стояли томики вчера ещё запрещённого И. Бабеля. Я скупил все экземпляры и дома начал раздаривать с криком: спите тут, а в Сибири уже демократия! Он развернул свёрток и побледнел. "Боже, — сказал он, — Боже! Значит, его всё-таки напечатали!" (Потом выяснилось, что это не начало, а конец, в кемеровском издательстве кто-то лёг на амбразуру вновь ожившего идеологического дота.) Заметку делали так: я писал стишок про героя, он, если человек был ему знаком, по памяти рисовал шарж безотносительно к моему тексту. Однажды меня попросили вырезать в подарок шарж, но без стишка. Почему без? — как редактор, я заинтересовался. "Несёшь околесицу ради рифмы, а шарж — про суть". Тогда я поменял порядок — сначала он рисовал шарж, а затем я этот его рисунок трактовал. Народу у газеты резко прибавилось, и стоило задержаться с выпуском, как меня донимали звонками, что случилось. К сожалению, все его рисунки пропали (кроме того первого автошаржа и ещё одного, который я не успел поставить в номер). Тогда повели наступление на диссидентов, и весь наш газетный архив забрали (выцарапать обратно не удалось) по доносу в местное КГБ для выяснения доли антисоветчины. Доля показалась там значительной, у меня начались крупные неприятности, у которых была и приятная сторона — он мне стал доверять до уровня разговоров о поэзии. Вот сохранившиеся в памяти фрагменты.
|
* Он (при дарении сборника И. Анненского): Вот — поэт. Мне кажется, он может помочь Вам отмыться от Евтушенко. * Он — впервые читает мне своё «настоящее», в том числе недавнее, ещё неизвестное многим, теперь знаменитое «Хочу ли я посмертной славы». Я — смущён и огорчён: но ведь это не стихи! Замечательные памятливые цепкие хохмы в разговорном жанре! Слуцкий его уже опробовал, дошёл до обрыва, дальше уже называется: проза. Он: Ходьба и бег — способы передвижения. Судья ложится на пузо и следит: обе ноги оторвались от земли или одна. Если обе, то бег, если одна, то ходьба. Дело в названии или в скорости? Я: Ямб, хорей, т. д. — неужели просто так? Или способы дыхания, посильные человеку? «Каждый слышит свой барабан», но без ритма это только настройка инструмента! Он (незаметно для себя повышая голос): Человека душат, он, задыхаясь, что-то выкрикивает, а некто со стороны качает головой: мол, ямбом, парень, надо звать на помощь, хореем. * Он: Спрашивают: что такое круглое? Берём тарелку — вот круглое. Поле внутри непрозрачное и всё заполнено. Или определяем: кривая, все точки которой одинаково удалены... Абрис, через который можно вглядеться и в любом предмете найти круглое. Или вырезать. * Я: Рифма — обязательный атрибут русского стиха. Внесение гармонии и порядка в хаос, для России это важней важного. Верлибр — это для французов. Он: Тогда проза тем более не для нас. Осторожней со знанием, что нужно России. Рифмы — бакены на ночной реке, иногда маяк. Расстояние определяется по скорости возвращения эха. Чем лучше человек видит и слышит, тем дальше друг от друга могут быть ориентиры выбранной дороги, в идеале — одна рифма на стих в середине или конце. Контрапункт. * Он — дарит прямо во дворе мне для сына три старых сборника детских стихов, которые я пропустил в магазине, так как был уверен, что его не печатают. Надписывает один: «Дорогому Иосику-золотоволосику». Я — начинаю тут же сыну читать считалки из книжки «Раз, два, три», мы оба в восторге. Ору автору: вот! магия ритма, рифмы! Тут невозможно непонимание! Он: Невозможно? — Почти выдёргивает из рук одну книжку, перечёркивает в ней крест-накрест одно стихотворение, пишет на странице рядом: «Это не моё. Моё ...» (далее приводит его стих, которой не понравился редактору и был изменён). * В одну из последних встреч дарит мне автопортрет: среди заполнившего пространство дыма с багровыми прожилками лицо-маска. Огонь снизу, как из преисподней, только угадывается по красному блеску усов, бороды, глаз. Я: Вы в Освенциме? Он: Человек во времени. Тяжко жить во времени, которое тебя не понимает, особенно если знаешь о посмертной славе.
|
|
|
 |
 |
Читайте также
Номера журнала
 |
 |
 |
 |
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
 |
 |
 |
 |
Герои публикации:
Персоналии:
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|