1. Журнал ЮНОСТЬ В N10 за 2005 год на стр. 107-112 в рубрике «Интернет-стенд» помещена публикация «Вавилон и другие города», включающая в себя предисловие Виктора Кривулина и стихи тринадцати авторов (Станислава Львовского, Дмитрия Воденникова, Сергея Круглова, Вадима Калинина и др.). Вся публикация заимствована из книги «Самиздат века» (Москва-Минск: Полифакт, 1997; сост. А.И.Стреляный, Г.В.Сапгир, В.С.Бахтин, Н.Г.Ордынский), где соответствующий раздел назывался «"Вавилон" и другие города» (отчего слово «Вавилон» заключено в кавычки, в «Юности», очевидно, не поняли). Ни у кого-либо из авторов, ни у куратора Интернет-версии «Самиздата века» Ивана Ахметьева журнал «Юность» разрешения на публикацию не спросил. Предыдущие 106 страниц журнала заняты стихами вида Россия – поля да обрывы / И юность лихая моя. / Скитанья, стенанья, порывы / И мёртвой тоски полынья (про автора этих строк сообщается, что он удостоен литературных премий имени Рубцова, имени Гумилёва и имени Грибоедова) и публицистикой вида Вместе – процветание, величие, врозь – позор и погибель! Мудрый крестьянин-белорус Лукашенко понял это первый. Хотелось бы знать, скольких постоянных читателей журнала, приученных к этакой изящной словесности, по мере движения от 107-й страницы к 112-й хватил кондратий. 2. Журнал ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ В N5 за 2005 год собраны четыре отрицательные рецензии на антологию молодой поэзии 1990-х «Девять измерений» (М.: Новое литературное обозрение, 2004). Для уровня аргументации показательно заявление одного из рецензентов – критика Андрея Рудалева из города Северодвинск Мурманской области: «Бегаю глазами по строчкам стихотворения, к примеру, Кирилла Медведева и никак не могу понять: в чем "прикол", хоть убейте!» Хочется верить, что для рецензирования нашего нового издания «Вопросы литературы» во главе с учёным профессором Шайтановым рекрутируют авторов в ещё более дальних колхозах и стойбищах нашей необъятной страны – дабы те наконец вывели под диктовку, как положено: «Я журнала не читал, но скажу!» Впрочем, и уже употреблённые Шайтановым золотые перья глубинки не сказали на страницах «Воплей» своего последнего слова – критику Рудалеву, например, пришлось договаривать своё в журнале «Урал» (N3 за 2006 год): «Не случайно я в начале статьи предположил, будто мало кто представляет, что же такое на самом деле есть провинциальная литература. Да и поставив последнюю точку в статье, сам я едва ли это пойму». Смелее, коллега: понимания от вас никто и не ждёт. 3. Журнал ЗНАМЯ В N3 за 2006 год критик Анна Кузнецова в статье «Кому принадлежит искусство» сокрушается о судьбах интеллигенции и апокалипсисе культуры в следующих выражениях: «Какие-то непонятные люди становятся руководителями СМИ, открывают издательства, ведут телепрограммы. <...> Почему эти новые люди нам непонятны? Потому что нам, профессионалам с пусть и редуцированной, но не элиминированной профессиональной совестью» и т.п. Про совесть критика Кузнецовой нам ничего не известно – редуцирована она или же элиминирована, по её сочинениям заключить мудрено. Но, конечно, твёрдая уверенность критика Кузнецовой в собственном праве от лица «нас, профессионалов» отделять «понятных» людей от «непонятных» не может не вызывать восхищения – как не может не вызывать умиления обеспокоенность критика Кузнецовой тем, что «непонятные люди» могут, не дай Бог, вытащить из-под неё только-только нагретый (ведь до 2000 года никакой Кузнецовой не было – это явление в нашей литературной действительности весьма недавнее) стул. Между тем внимательное чтение статьи «Кому принадлежит искусство» способно пролить свет на происхождение уверенности критика Кузнецовой в своём профессиональном статусе: из текста видно, что критик Кузнецова не просто училась в Литературном институте (и, тем самым, знает о своём профессиональном статусе из полученных при окончании этого учебного заведения документов), но, как подчёркивается в статье, делала это в то самое время, когда Литературный институт посетил будущий глава нашего государства В.В.Путин.
|