Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Антологии
TOP 10
Стихи
Стихи
Стихи
Сокращенный вариант романа Л.Толстого «Война и мир»
Стихи
Стихи
Стихи
Стихи
Стихи
Стихи


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Нестоличная литература

Поэзия и проза регионов России напечатать
  предыдущий автор  .  к содержанию  .  следующий автор  
Тюменская область
Валерий Артамонов

Наблюдение

     Что можно знать о Боге, явно для человеков, потому что
     Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
     от создания мира через рассматривание творений видимых.

                                                                              Послание Римлянам

Когда не очень холодно, то можно видеть
перемещенье птиц на белом покрывале —
то голубя, то малую синицу,
что прыгает на шахматной доске,
как конь в руке гроссмейстера. То мышь.
Зимой бывает также, что деревья
озябших птиц роняют на перину.
А если пташки живы — то летают,
как шахматы во время блиц-турнира,
выскальзывая из пальцев игроков.

А белого коня увидишь только в цирке,
он не сравнится с шахматным коньком,
которого легко могла бы унести сорока.

Метель заснеживает все следы,
как будто не поставлен штемпель на конверте,
такая чистота.


Марина Цветаева

Полезли пауки из шва запястья.
(.............) на перине.
Лопнувшие губы волчьей пасти
лежали на тарелке посредине.

Я слышу зов (......) мандолины.
(.) кромешной тьме...щатся лимоны.
Из шва запястья демонической Марины
ползли наружу насекомые бароны.

Ползли на ужин насекомые бароны
в нескромных пиджаках и модных шляпах.
Они изгрызли девственность лимона,
прикрыв ее широкополой шляпой.

Они изгрызли девственность всех фруктов,
в тот вечер бывших на столе шикарном.
Они заели вереском янтарным
испорченную девственность всех фруктов.

(...) шва запястья (......) бароны
и маленькие (......) барончики.
Бароны ели сочные лимоны.
Барончики же — сочные лимончики.

Барончики же ели статуэтки,
стоявшие у (......) трюмо.
Валяются губнушки и таблетки
на шелковых салфетках у трюмо.

Барон куснул запястье статуэтки,
чтоб капнула лиловой каплей кровь
на белую измятую салфетку,
(..................) любовь.

Лиловой каплей из запястья статуэтки
на белую салфетку льется кровь.
Алые губнушки, белые салфетки,
у трюмо поругана любовь.

Лиловой каплей брызнуло запястье.
Алых бабочек распластаны крыла.
Лопнувшие губы волчьей пасти
лежат, как две губнушки, на краю стола.

Лежат, как две губнушки, посредине
полированного шикарного стола.
Играют за окном на мандолине.
Алых бабочек распластаны крыла.

.з шва за...тья демонической...ины
лиловой каплей вытекает кровь.
За окошком издыхает мандолина.
Сиамская кошка лижет кровь.

Лопнувшие губы волчьей пасти
я целую алой розой губ,
чувствуя слюною липкость сласти,
текущей из алой розы волчьих губ.

Из алой розы волчьих губ — сласть.
Из алой розы влюбленных губ — сласть.
Губнушкою намазаны жирно губы.
Я чувствую волка алые губы.

Губнушкою намазаны волчьи губы,
липкая сласть (.........) изо рта.
Я и свои губы тоже мажу губнушкой,
слушая теплоту аорты волка.

Я целую волка в алые волчьи уста.
Мои губы намазаны губнушкой.
Я слушаю...плоту.орты волка,
целуя его в его алые уста.

За влюбленность уст демонической Марины.
За алую теплоту аорты волка.
За алость уст алой розы любви.
За губнушку, позабытую на столе.

Я черчу губнушкой на щеке свою линию.
И на волосатой шерсти волка — губнушкой линию.
Алую линию любви. Целуя лилии.
Алые лилии любви. Любви к волку.


Анна Присманова

Вот стих о демонической Присмановой.
Горит малина алых губ.
Христианский крестик скрыт под сарафаном.
Христианское монисто на груди.

Губнушкою намазаны все те же губы.
На столе забыта папироса.
По гостиной ходят душегубы
знаками нескромного вопроса:

«Вот стих о демонической Присмановой?
Неужто?! Боже мой, какая блажь!»
Христианский крестик скрыт под сарафаном.
Ал и неприличен цвет гамаш.

Она идет княжною Таракановой
по шеям моментальных лебедей.
Аннушка! Милашечка! Присманова!
Вы ли не продадите бигудей?

Годы уходят в реку, как рыжие дряни.
Я иду на свидание к петуху.
Я вспоминаю казакин моей няни,
рот которой весь в каком-то пуху.

Хлопнул я по плечу Анну Присманову:
«Здравствуйте, Хаврошечка! Как жизнь?»
— Дотронулись до меня слишком рано вы,
жизнь моя хохочет петухом.

Розу демонической любви целую в губы.
Вкус алых губ приятен и хорош.
Я подарю Ане Присмановой сегодня шубу,
в которой так пушисто и хорошо.

Шепчет Бог каким-то странным шепотом:
«Пальмира отцвела уже давно».
Сосет алая бабочка алым хоботом —
что бы вы думали? Алое сукно!

Бабочка лопочет что-то на бабочьем языке.
Аннушка! (...! О...ая!)
Давайте поговорим на языке бабурок.
Давайте полопочем по-бабочьи.

Не поцарапайте мне лапкой попку щек.
Помада стоит очень дорого.
Рапиркой мира ты меня не щекоти,
не искушай ты мя душистым цветиком!


Псалом

Слава тебе, Господи, за все.
За воробья, которого вижу
купающимся в снегу.
За полет голубей.
За тихий ветер зимним днем,
за белый снег.
За эту комнату с огнем,
за сияние звезд.
Ты являешься детям.
Даешь о себе знать, что можно,
через рассматривание видимого.
За искрящийся снег.
Небо проповедует твою славу
из ночи в ночь.


Лед

Собака, берущая след, ослепла
и прилипла к месту, на коем стояла,
и молния к носу ее примерзла.
Став скульптурой, собака взвыла.

Из глаз ее потекли чернила,
она хвостом письмена чертила,
всю ее высоковольтно трясло,
и серая шерсть дымилась зло.

С собаки сделали фотоснимок
и окунули в чистую воду.
Тогда она потеряла вес,
а шкура ее побежала в лес.

Розетка залетела в грудь тюльпана
и растворилась чистою водой.
Идет пророк с клеймом от Иоанна.
Пророк идет, как видишь, за тобой.

Твои глаза снежинки истерзают,
и будет в них плескаться синий свет.
Но ты не бойся! Люди не летают.
Или летают. Разницы тут нет.

Горел ли Петербург? Горел.
Горела ли Москва? Горела.
А ел ли я железо? Ел.
А пело ли мне море? Пело.


* * *

Неуклюжая птица вывалилась из телевизора и пошла
                  в твой холодильник,
откроешь дверцу — там золотится пиво,
там дольки лимона лежат на белой тарелке,
там пингвин сторожит сыр.
Пианино похоже на спящего пингвина,
что оставляет темные следы на белой перине,
куда взошел в сомнамбулическом сне.
Он проведет случайно крылом по клавишам,
и грянут звуки, что сорвется с места сорока,
потом наступит на шахматную доску, теряя фигуры,
и войдет в платяной шкаф Клайва С.Льюиса.


* * *

В платяном шкафу чудес немало.
Ты со шкафом не шали.
Ты не помнишь ли, на что упала
роза? Не на лапу ли?

А упав, та роза уколола.
Зимний ветер — мукомол.
Мороз и солнце, как луна и школа,
а ненастье — просто вол,
исполненный очей. А роза
удалена из лапы пса.
В стране чудес живет лиса,
и дали имя ей Алиса.

Некий пингвин робко прячет
тело свое в утесах.
Это значит, полевая лилия
опасается за жизнь.


Ель

На ветках сосен и берез
растут цветы и попугаи,
на их иголках — сотни пчел
и белые ромашки мая.

Береза — это пианино,
оно купается в снегу,
и клавиши летят в зенит,
и тело голубя звенит.

На ветках новогодней ели
висит серебряный сервиз,
как будто ель ныряла в воду,
и к ней прилипли караси.


* * *

Довольно холодно. Довольно много бегает собак
по улицам под сенью голых тополей.
Перчатка на снегу, сорока в высоте,
как важный документ на полке между книг.

А потеплеет — лед сползает с крыш,
а талый снег пластичней под стопой.
Сорока за день совершает сотню краж,
способна выхватить из сумки почтальона весть.

Все проходит — годы, птицы, молва.
Не знаешь, для чего записываешь слова.
А число птиц не меньше, чем писем на Новый год.
Господь определил им жить без забот.


Чудо

Дитя хоронило мертвую бабочку,
перочинным ножиком роя могилку
и устанавливая холмик ладонями. И плакало.
И горячие слезы капали на бабочку.

Се, целебные капли падали на бабочку.
Говорю, последняя не могла не воскреснуть.
И воскресла! Вскричало обрадованное дитя,
и выронило перочинный ножик из рук.


Сирень

Собачка пьет мазутное пятно,
морозной шерстью изливая звуки,
подобные падению на дно
мазутной лужи — сонной мухи.

Как неприятен этих звуков рой!
Как холоден и несентиментален.
Как еж несет опавший лист сухой,
так жучка носит на спине медали.

Тут эхо замуровано в строку,
но эхом же строку и расщепило.
Собачка надышалась табаку,
и до утра на звезды голосила.

Уж закипела в чайниках вода,
и мятный цвет добавили в заварку.
Собачка отряхнулась ото льда,
и улетучилась. И нам ее не жалко.


  предыдущий автор  .  к содержанию  .  следующий автор  

Об антологии

Все знают, что Россия не состоит только из Москвы и Петербурга и что русская культура создается не в одних столицах. Но откройте любой общероссийский (а значит — столичный) литературный журнал — и увидите, что российская провинция представлена в нем, что называется, «по остаточному принципу». Эта книга — первая попытка систематически представить литературу (поэзию, короткую прозу, визуальную поэзию) российских регионов — и не мертвую, какою полнятся местные Союзы писателей, а живую, питающуюся от корней Серебряного века и великой русской неподцензурной литературы 1950-80-х, ведущую живой диалог с Москвой и Петербургом, с другими национальными литературами со всего мира. Словом — литературу нестоличную, но отнюдь не провинциальную.

В книгу вошли тексты 163 авторов из 50 городов, от Калининграда до Владивостока. Для любителей современной литературы она станет небезынтересным чтением, а для специалистов — благодатным материалом для раздумий: отчего так неравномерно развивается культура регионов России, что позволяет одному городу занять ощутимое место на литературной карте страны, тогда как соседний не попадает на эту карту вовсе, как формируются местные литературные школы и отчего они есть не везде, где много интересных авторов...

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service