Биеннале поэтов в Москве. Новости фестиваля

Круглый стол «Фестивальное движение и современная русская поэзия»
22 октября 2007 г., Российский государственный гуманитарный университет

23.10.2007

На следующий день после сводного вечера участников региональных поэтических фестивалей их кураторы и московские специалисты по современной поэзии собрались, по приглашению Центра новейшей русской литературы в стенах РГГУ. Любопытно, что из обычного места проведения подобных встреч — Профессорской аудитории — круглый стол пришлось перенести в конференц-зал из-за проходившего по соседству студенческого КВНа.

Представитель проводящей Уикенд региональных фестивалей группы «Культурная инициатива» Юрий Цветков предварил беседу краткой речью о большом значении фестивального движения, зародившегося вдалеке от Москвы, для развития всей русской литературы. Кураторы Павел Настин (фестиваль «Слоwwwо», Калининград), Евгений Прощин (фестиваль «Стрелка», Нижний Новгород), Василий Чепелев (фестиваль «ЛитератуРРентген», Екатеринбург), Михаил Богатов (фестиваль «Дебют — Саратов»), а также замещающая Дарью Суховей Светлана Бодрунова (Майский фестиваль новых поэтов, Санкт-Петербург) коротко рассказали об истории и идеологии своих проектов. Несколько слов сказала также куратор австралийского фестиваля русской поэзии «Антиподы» Татьяна Бонч-Осмоловская. Далее по предложению модератора, руководителя Центра Дмитрия Бака своими соображениями о региональных фестивалях поделились московские эксперты.

Дмитрий Кузьмин напомнил, что независимые поэтические фестивали проходили в нестоличных городах и раньше: так, в середине 1990-х гг. межрегиональные фестивали регулярно проводились в Костроме, начало 1990-х ознаменовалось несколькими яркими фестивалями в Смоленске. Однако нынешнее фестивальное движение — дитя новой эпохи, Эпохи Интернета: оно в значительной мере опирается на предварительное знакомство авторов из разных регионов и позволяет поддерживать постоянную взаимосвязь в промежутках между акциями. Роль фестивалей в литературной жизни региона тем выше, что регулярные литературные события в большинстве нестоличных городов отсутствуют; поэтому фестивали имеют большое значение как средство консолидации местной литературной среды, особенно на фоне характерных для многих нестоличных городов межпоколенческих разрывов в ней, — при том, что младшее литературное поколение, лишённое или почти лишённое ориентиров среди местных более старших авторов (поэтов из провинциальных Союзов писателей Кузьмин охарактеризовал в крайне резких выражениях), с большим интересом воспринимает приезд столичного литературного десанта. В качестве положительного примера Кузьмин привёл нижегородскую ситуацию: появление фестиваля «Стрелка» не только привело к зарождению в городе регулярной литературной жизни, но и отозвалось уже через полтора года после первого фестваля несколькими небезынтересными дебютами местных молодых поэтов.

Противоположный, пессимистический взгляд на региональные фестивали представил Леонид Костюков. Он отозвался о прошедших накануне чтениях как о крайне неровных и выразил сомнение в том, что кураторы из регионов уделяют должное внимание качественному отбору текстов и авторов. По мнению Костюкова, провалы в уровне во многом связаны с преувеличенной молодежностью фестивалей: кураторы предпочитают иметь дело с авторами, которые младше их. Между тем, заявил Костюков, центральные фигуры современной русской поэзии вовсе не молоды: из пятерки лучших русских поэтов (Костюков назвал имена Николая Байтова, Сергея Гандлевского, Льва Лосева, Бориса Херсонского и Алексея Цветкова) младшему за 50, и гостями региональных фестивалей они не являются; и наоборот, среди посланцев Саратова на Уикенде региональных фестивалей не оказалось Светланы Кековой. Опыт мастер-классов, проводившихся Костюковым в Новосибирске, Ростове и других городах, подсказывает ему, что и среди малоизвестных за пределами региона и даже в самом регионе авторов наиболее интересные находятся в возрасте творческой зрелости.

Большинство последующих выступлений на круглом столе строилось как ответы и возражения Костюкову. Критик Людмила Вязмитинова заметила, что ставка на младшие литературные поколения совершенно естественна, это ставка на будущее, и такие представители сегодняшних 30-40-летних авторов, как Андрей Родионов и Фёдор Сваровский, не в меньшей степени, чем названные Костюковым, способны своим участием в региональных фестивалях задать планку качества и повлиять на формирование местной литературной среды. Евгений Прощин предложил сравнить сегодняшнее положение дел с Серебряным веком, когда наиболее важные фигуры текущего литературного процесса также принадлежали, в большинстве случаев, к одному-двум младшим поколениям. Василий Чепелев, детский врач по образованию, процитировал максиму своего наставника по медицинскому институту: «У терапевта пациенты в конечном итоге умирают, у педиатра — вырастают». Павел Настин отметил, что задачи селекции и консолидации находятся в известном противоречии друг с другом, и попытки кураторов фестивалей преследовать как одну, так и другую неизбежно придают их работе компромиссный характер. Светлана Бодрунова заметила, что основная задача регионального фестиваля — картографическая: определить контуры местной литературной ситуации.

Дискуссия носила весьма живой характер, и ведущему Дмитрию Баку пришлось волевым решением обратить выступающих к вопросу о дальнейших перспективах региональных фестивалей. По мнению самого Бака, бум региональных фестивалей – явление временное, и ему на смену должно прийти всё более широкое распространение визуальных форматов презентации поэтического текста, будь то поэтический видеоклип или что-либо иное. Леонид Костюков, в продолжение своих пессимистических размышлений, выразил опасение, что литературные фестивали будут всё дальше отклоняться от подлинной литературы, как это уже случилось с книгоизданием. Ему возразил Дмитрий Кузьмин, заметивший, что появление у региональных фестивалей осязаемого бюджета способно снять ряд вопросов Костюкова, но и сегодня кураторы действуют в рамках своих возможностей, работая на восстановление целостности национального поэтического пространства. Со своей стороны Данила Давыдов выразил надежду на то, что фестивальному движению, которое на нынешнем этапе формирует своеобразную виртуальную гиперстолицу, способствуя унификации эстетических ценностей и иерархии авторитетов в разных регионах России, удастся в конечном счете выйти на уровень следующей задачи – превращения русской культуры в полицентричную, не стягивающуюся непременно к столицам.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service