Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Зычным шепотом
Андрей Вознесенский. Тьмать

17.11.2008
Евгений Степанов
Знамя
2008, №5
        Андрей Вознесенский. Тьмать. — М.: Время, 2008.
        Вознесенский — после болезни — говорит шепотом. Очень тихо. Но все понятно. Он сейчас, на мой взгляд, стал больше похож на поэта, чем в годы юности, когда не жалел собственного горла. Репортер времени. Пророк. Еле-еле ходит. Детское лицо. Твердая рука. Однажды я сказал ему: лицо поэта — ваше лицо — это тоже поэзия. Он изумился: «Вы так считаете?».
        Новая книга Вознесенского «Тьмать», которая вышла в издательстве «Время», — избранное поэта. Здесь стихи разных лет (десятилетий) — и силлаботонические, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Компра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание». Напечатаны также видеомы (в цветной вклейке) и весьма неожиданная метрическая заумь («Улет 1», «Улет 2», «Древо Бо»).
        В книге представлены самые известные и выдержавшие испытание временем стихи — «Пожар в Архитектурном институте», «Гойя», «Осень в Сигулде», «Прощание с Политехническим», «Оза», «Тишины!», «Плач по двум нерожденным поэмам», «Реквием оптимистический», «Обстановочка» и многие другие.
        Точно написала об Андрее Вознесенском Татьяна Бек: «Вознесенский как поэт подлинного дарования свыше (так музыканту даются особые пальцы и абсолютный слух), в рамках коего авангарду не тесно с традицией, музыке — с архитектурой, стиху — с графикой, духу — с плотью, всегда был и, слава тебе Господи, остается и вдохновенным, и неровным».
        Вознесенский не перестает удивлять. Скорость, с которой поэт, точно ежедневная газета, отражает происходящие события, поражает. Мобильники, Интернет, дартс, ОРТ, НТВ, олигархи, Чулпан Хаматова, Шнур, Киркоров, Фрадков... все это атрибуты и герои поэзии Вознесенского, его новой книги. Зачем он это делает, возможно, напоминая кому-то ребенка, играющего в слова, как в игрушки?
        Вознесенский понимает: скучно и занудно — не значит профессионально. Будучи профессиональным артистом, ветераном эстрады, он знает, как привлечь к себе внимание, как начать разговор на доступном современнику языке, чтобы потом сказать о главном — о душе. И тут поэт показывает обывателю его самого, как честное и порою нелицеприятное зеркало.

        В нас Рим и Азия смыкаются.
        Мы истеричны и странны.
        Мы стали экономикадзе
        Самоубийственной страны.

        Картина не радужная. Такая — какая есть.
        Иногда Вознесенский отказывается от жаргонных и бытовых словечек, как бы забывая о том, что нужно обязательно привлечь внимание, и говорит, вспоминая, что «поэт небом аккредитован», как настоящий парнасец, кем, безусловно, является. «Хищный глазомер» с годами не дает осечек.

        Как палец, парус вылез.
        И море — в бигуди.
        И чайки смелый вырез
        у неба на груди.

        Неравнозначными мне показались видеомы поэта, представленные в книге. Спору нет — блистательна давняя работа «Как найти в Москве СКВ?». В слове «Москва» наблюдательный поэт увидел СКВ (свободноконвертируемую валюту), что, конечно, во многом отражает дух нашего коммерциализированного города. А вот работа «ПтиЦарь» явно отдает незамысловатым китчем. На мой субъективный взгляд, над национальной геральдикой проводить творческие эксперименты все-таки ни к чему. Как бы там ни было, видеомы (или визуальная поэзия) Вознесенского, безусловно, оказали влияние на новые поколения визуальщиков, которых становится все больше и больше.
        Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приемы — усеченная строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жестких границах одного стихотворения, его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурается и более привычных ямба и хорея... Об этом многое написано, остается напомнить: о Вознесенском написано, наверное, не меньше, чем написал он сам. В чем его только не обвиняли! Хулители как бы не замечали, что самые жесткие оценки поэт уже вынес себе сам и продолжает быть предельно самокритичным (иногда это, правда, заставляет вспомнить пословицу, что уничижение паче гордости), называя себя то представителем плебса, то и вовсе, прости Господи, подлецом.
        В своих новых стихах (они выделены в книге в отдельный небольшой раздел) поэт не потерял прежнего темперамента, но стал, безусловно, печальнее. Немало стихов посвящено ушедшим друзьям: памяти Алексея Хвостенко, Юрия Щекочихина, Наташи Головиной, Франсуазы Саган («Прощай, Сайгачонок»).
        Одно из характерных новых произведений — «Озеро жалости». Это стихотворение — как бы квинтэссенция позднего Вознесенского. Здесь есть все: и непревзойденная наблюдательность («Сплющен озера лик монголоидный»), и звук, и ритм, и главное — гуманистическая позиция.
        На то Вознесенский и поэт, что при всем своем авангардизме (на мой взгляд, условном) он остается художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывающим о том, что одно из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского. Он верит в будущее страны: «Входят неворующие / Русские новейшие!» — и в нас, современников: «Темнеет. Мы жили убого. / Но пара незначащих фраз, / но белая роза бульдога, / но Бога присутствие в нас»...


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service