Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Всех расстрелять

12.08.2008
Ведомости, 31.07.2008
№141 (2163)
                Алексей Слаповский написал жесткий, глубокий и пока что самый жуткий свой триллер. В нем куча персонажей: все пассажиры рейсового автобуса Москва — Сарайск и два водителя. 23 человека. Но пятеро из компании оказываются сбежавшими преступниками, которых везли в Москву на «пересуд» (т. е. на пересмотр дел и, возможно, предъявление новых обвинений). И когда пассажиров попыталась досмотреть милиция, преступники захватили автобус.
                После этого на наших глазах развертывается правдоподобная до шевеления волос и мастерски расписанная по ролям драма («Пересуд», как и многие книги Слаповского, напоминает развернутый киносценарий и окликает сразу несколько голливудских триллеров). Драма трусости, подлости, безразличия, драма глупости, гордости и самовлюбленности. У отдельных героев случаются приступы мужества, но оно в этом романе всегда проигрывает. Выигрывает пуля-дура, случайность, русское авось.
                Учитывая, что один из преступников, Игорь Маховец, — убийца-рецидивист, а другой — маньяк, зарезавший нескольких женщин, хорошо эта история кончиться не может.
                Маховец устраивает в автобусе собственный пересуд, требуя, чтобы каждого из преступников заново судили пассажиры. Новоявленные присяжные под наставленными на них дулами с легкостью оправдывают и убийц, и маньяка, и угонщика автомобилей. Разве что за экс-олигарха Федорова — грабителя, как убежден автобус, народного добра — голосуют не дружно.
                «Как я хотел бы, чтобы кто-нибудь вмонтировал в меня маленькую видеокамеру, как я хотел бы, чтобы кто-нибудь понаблюдал бы за моей внутренней жизнью», — поет Петр Мамонов. Слаповский вживляет свои видеокамеры в каждого из героев. В пассажиров, в угонщика Петра, вроде бы неплохого парня, но в тихом омуте... В Серегу, который убил нескольких соседей за то, что гуляли на свадьбе его бывшей невесты, вышедшей замуж за другого, в липкого маньяка Притулова. Камеры обнаруживают в их душах множество нюансов, граней, но никак не бездны. И не потому, что это не Достоевский, а Слаповский, а потому, что — и Слаповскому в этом удается нас убедить — никаких и нет в этих людях бездн!
                Есть обычные человеческие слабости — мстительность, ревность, тщеславие, эгоизм, — иногда тлеющие, иногда вспыхивающие: и в таком случае человек преступает закон. Слаповский показывает, как обыденно, серо и вездесуще зло. Когда Маховец заставляет признаваться пассажиров в их преступлениях, выясняется, что за решеткой мог бы оказаться чуть ли не каждый. Поэтому так прозаично происходит превращение одного из пассажиров в убийцу. А он ведь был не хуже и не лучше других. Просто однажды решил, что собственная выгода дороже всего.
                «Это ведь, милая, про каждого из нас — виновен, но невменяем!» — стоит перед романом эпиграф из Тимура Кибирова. Но посыл этой книжки, кажется, куда страшней: в мире «Пересуда» — ни одного до конца доброго, до конца бесстрашного героя. Значит ли это, что Слаповский совсем уж разуверился в человеке? Так и слышишь его ответ: «Я просто слишком хорошо человека знаю». Русского, по крайней мере.
                «Пересуд» — это в первую очередь роман о российской жизни. Никуда не доехавший автобус с разбитыми стеклами выглядит как ее мрачная метафора. И безжалостен «пересуд» Слаповского, потому что ответ на сакраментальный вопрос «Кто виноват?» звучит в этом романе неприятно. Не тюремщики, не власть, не преступники и не дед Пихто, а сами пассажиры. То есть каждый из нас.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service