Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
На пороге

12.05.2008
НГ Ex Libris, 18.10.1997
        С.И.Липкин. Посох. Стихотворения. М.: Издательство «ЧеРо», 1997. — 144 с., тираж 2000.
        По идее, нам, читателям, и дела нет до биографии поэта — нам должно быть безразлично, когда и где он родился, с кем воевал, кого любил и кого ненавидел. Есть текст, а всё, что находится за пределами текста, нас не касается. «И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он». Быть может. Ну и что? На практике получается иначе — блудливое любопытство берет верх, и мы заглядываем за подкладку и упоенно копаемся в чужом платяном шкафу. Иногда, впрочем, фигура автора неотделима от его писаний, интерес к личности подпитывает интерес к творчеству, и абстрагироваться от конкретных обстоятельств невозможно. Новая книга Семена Липкина «Посох» издана с учетом подобных соображений: в первом разделе собраны стихи 30-х годов, публикуемые впервые, во втором — ранее в России не печатавшиеся стихи из заокеанских сборников 1981 и 1984 годов, ну а третий раздел, самый большой, собственно и озаглавленный «Посох», состоит из стихотворений последних пяти лет.
        Вышеописанное строение книги позволяет увидеть, как талантливый молодой поэт, чьи стихи отмечены разнообразными влияниями, от Багрицкого до Мандельштама, обретает собственный голос, и каковы сегодня, 60 лет спустя, стихи восьмидесятипятилетнего поэта — стихи, отличающиеся необыкновенной ясностью изображения и мысли.

        Бессильно ветви опускает клен,
        И слишком жалок у него наклон,
        Он чем-то озабочен и напуган.
        Предчувствует ли близкую грозу,
        Иль раздражает на скамье внизу
        Хмырей-соседей площадная ругань?

        ...............................
        ...............................

        Теперь он стар и слаб. Но мысль тверда.
        Какая же страшит его беда?
        Бунт, буйство, кровь, огонь побоищ дикий?
        Иль видит то, чего не видим мы:
        Движение миродержавной тьмы —
        Небытия владычицы безликой.

        Так бывает ранней осенью: неяркое солнце, безоблачное небо, и в прозрачном воздухе каждая линия четко отпечатана, каждый предмет как будто приближен вплотную к глазам наблюдателя и виден во всех деталях. И порой кажется, что за подобную ясность приходится платить некоторым снижением эмоционального накала. Так начинается стихотворение «Усталость»:

        Усталость вошла мне в глаза,
        Вошла — и поныне осталась.
        Усталость грядущего дня,
        С которым земля сочеталась,
        Усталость домов городских
        И поля пустого усталость.

        Но текст разворачивается, как туго сжатая пружина, и завершается взрывом:

        Давильня — сей мир, но не гроздь —
        Иное раздавлено тело:
        Под прахом, внизу, не вино,
        А сердце мое заалело,
        Да что мое сердце, когда
        Душа как рубаха истлела.

        Теперь никакую беду
        И счастье нигде я не встречу,
        Согласья с собой не найду,
        Но больше себе не перечу,
        Мне дьявол не страшен теперь,
        А ангела я не замечу.

        Эти строки проникнуты не усталостью, а трезвой горечью, чувством несколько неожиданным для человека, прожившего длинную и далеко не бессмысленную жизнь. «Посох» книга вообще неожиданная. Уже многие годы главная тема творчества Семена Липкина — война, холокост, сталинские депортации, вся эта кровавая мясорубка XX века. (Отметим на полях мнение Бродского, считавшего Липкина самым крупным поэтом из всех, писавших о войне.) Для него, поэта классической выучки, вопрос — «возможна ли поэзия после Освенцима» — не стоял; более того, именно после Освенцима поэзия, опирающаяся на безграничную веру в могущество слова, оказывается первой необходимостью. Но в одном из стихотворений «Посоха» появляется щемящая нота неуверенности: «Я лягу, страх вобрав окопный/ И помня тех, кто лег во рву./ Как в первый день послепотопный,/ После Освенцима живу.» Книга и отличается сочетанием ясности и растерянности; именно здесь возникает внутренняя напряженность, энергетический разряд. Быть может, эта растерянность — следствие внезапного осознания наступившей старости, совпавшей с концом века. Ощущение паузы на пороге небытия делает «Посох» уникальным явлением. Вот одно из лучших стихотворений книги; наверное, одно из лучших русских стихотворений о старости (каковых вообще не много):

        КЛИЧКА

        Луна грозна, во мгле ночной мала,
        Она выглядывает из тумана,
        Как бы зловещее отверстие ствола
        Из детективного романа.

        Убийца — слышим — движется шажком,
        А кличка Старость. Птичьим, волчьим стаям,
        А также человечьим он знаком.
        Мы умираем. Умираем.

        Легко сделать вывод: «Посох» итоговая книга Семена Липкина, но это будет неверно. Неверно потому, что в книге нет точки, есть многоточие; вопреки очевидности. Стихи звучат, и звук требует продолжения.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service