Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
«Современное искусство выступает апологетом традиционных ценностей»
Интервью с Дмитрием Булатовым

10.09.2007
Интервью:
Ольга Зубова
Творческий процесс зачастую является самым синхронным и ярким отражением реальности. Неудивительно, что в поле зрения современного искусства XXI века попали нанотехнологии, био- и генная инженерия, создание робототехники. Является ли это предвестником создания новой цивилизации – роботов и мутирующих существ или это лишь работа художников с новыми формами рассказал «Апельсину» представитель калининградского ГЦСИ, художник, поэт, перфомер, составитель антологии «BioMediale. Современное общество и геномная культура» Дмитрий Булатов.
        – С чего начался Ваш интерес к использованию в современном искусстве генных и биотехнологий, нанотехнологий и робототехники?
        – Как ни странно, к этим занятиям с современными технологиями я пришел через язык. Мое первое образование – инженерное, второе – филологическое. Первые мои антологии посвящены экспериментальной поэзии и вообще экспериментальной литературе. Язык распознается мной как возможность разных кодировок. А произведения искусства я воспринимаю как носители информации. От аналогового носителя информации (бумаги) я пришел к цифровому, от цифрового – к биологическому. Ту же бактерию можно распознавать как книгу, в которой есть текст – генный код, который можно изучать и формировать. Авторы, которые работают с этим текстом, еще двести лет назад могли бы называться поэтами, а сегодня они – художники, материалом для которых служит живая материя. Поэтому для меня первоисточником современного искусства является именно языковая культура.
        Работа с биотехнологиями – это тоже литературная, поэтическая деятельность. Но только человек воплощает свои образы и метафоры не на бумаге, а в жизни. Насколько это морально, насколько этически оправдано, должен выбрать для себя каждый человек. Именно поэтому я стараюсь не называть себя ярым сторонником развития этих технологий. Хотя, когда проект рождает большое количество вопросов, – это первый признак его актуальности. Я считаю, что в видеоинсталляции фотография, современная живопись – в некотором роде становятся поп-искусством, искусством для масс. А будущее – за современными технологиями. На западе направление since art уже давно получило широкое распространение.
        – Почему же в России об этом знают так мало?
        – Россия – страна, известная своими низкотехнологическими пристрастиями. У нас страна сырьевая. И в этой стране не будут развиты высокие технологии, пока не закончатся угольные и нефтяные ресурсы. А поскольку они не иссякнут у нас никогда, сидеть нам вечно там, где мы сидим. К этому можно относиться по-разному: если искусственным образом будут созданы свободные экономические технологические зоны, что собственно пытается делать Путин, в России, возможно, возникнут силиконовые долины. Но я в это не верю. Силиконовые долины не возникнут по причине нашего российского менталитета. Между тем, я считаю, что научные ресурсы в нашей стране – самые лучшие, но их организация находится на чрезвычайно низком уровне. Поэтому мы стоим в одном ряду с такими странами, как Того или Восточный Заир. Мои ожидания по поводу перспектив российской науки – очень печальные. Это не значит, что стоит опускать руки. Американцы, скажем, делают все «потому что»... например, потому что им платят. А у нас все делается вопреки, этим русские всегда ценились.
        – Какие проекты Вам удалось осуществить в рамках новых технологий?
        – Последний мой проект был реализован совместно с Институтом вирусологии, и он заключался в выращивании головастиков. С помощью поколения зеленых флюоресцирующих белков мы окрашивали эти организмы в различные цвета, совершенно несвойственные их натуральным аналогам. Кроме того, эти головастики могли флюоресцировать как планктон в море. На самом деле у нас получились экземпляры, окрашенные в совершенно психоделические цвета. В сущности, проект представляет собой апологию кислотной клубной культуры. Все организмы, с которыми мы работали, были живыми, но они получили дополнительную способность светиться, посылая друг другу спонтанные сигналы, которые другими головастиками распознавались как призывы к разным действиям. Мы придавали организмам некоторую художественную избыточность. А с точки зрения обыкновенной жизни головастики приобретали дополнительную жизнеспособность.
        – На Ваш взгляд, работа с живыми организмами, как с объектами искусства, это самая перспективная тенденция для XXI века?
        – Я думаю, моя заинтересованность нанотехнологиями, биотехнологиями, робототехникой – это все неспроста. После очень плотной, интенсивной работы по изучению новых технологий, преподавания в России, за рубежом, я определил для себя три наиболее продвинутых технологии, позволяющих задаваться очень многими вопросами. Они, как мне кажется, наиболее адекватны развитию сегодняшнего дня. Потому что уже нельзя сомневаться в том, что мы сплошь и рядом окружены технологиями. Может быть, в России это не так осознается, но поверьте, это очень сильно заметно, если вы посещаете Гонконг, Торонто, Мехико. Там ощущается глобальный техногенный драйв, и он далеко не хорош, потому что порождает отторжение и ужас. Поэтому я считаю, что художники – не фашиствующие апологеты, которые изменяют естественное состояние мира, а тестеры. Это люди, которые тестируют реальность, пытаются показать миру то, что новейшие изобретения людей науки могут стать угрозой для нашей свободы. То есть художники здесь выступают не как агрессоры, а как защитники традиционных ценностей. В роли научно-технологических агрессоров выступают как раз ученые. Они работают тихо, закрыто, в лабораториях. И, как правило, на благо милатари системы. Художник же, в силу своей профессии, как только сделает проект, сразу бежит представлять его публике, требуя признания. Поэтому моя последняя антология – это не всеобщий призыв к использованию новых технологий в искусстве, а лишь ведение дневника художника.
        – Как Вы считаете, какое будущее ждет человечество, которое уделяет все больше внимания совершенствованию робототехники, нанотехнологий и генной инженерии?
        – У меня пессимистический настрой во взглядах на будущее. Один известный робототехник – британец Кевин Уорвик написал статью под названием «Будущему мы не нужны». Там озвучена идея, что робототехника, замешанная на нанотехнологиях, породит такие избыточные организмы, которым мы покажемся «неграми». И это вполне вероятно. Во всяком случае, я не исключаю эту возможность. Лучше предполагать худшее, а надеяться на лучшее, нежели наоборот. Дело в том, что современные технологии развиваются не резкими скачками, а продвигаются вперед мелкими шажками. В какой-то момент мы поймаем себя на мысли, что научили роботов размножаться, выживать, потом они смогут распознавать другие организмы и узнавать в них чужое. В итоге они начнут этих самых чужих уничтожать. Знаете, существует популярное предположение о том, что искусственный интеллект будет изобретен не в лаборатории, его создаст у себя на коленках какой-нибудь студент-компьютерщик. Случайно!


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service