Фаина Гримберг. Осман: Хей, Осман. - М.: Астрель, АСТ, Ермак, 2004, 604 с.
Много ли мы знаем об Османской империи? Честно говоря, не очень много и большей частью плохое. Оно и понятно: на протяжении двух с половиной веков Россия вела свыше десяти войн с этой империей, ее считали едва ли не самым главным врагом. Но «года минули, страсти улеглись», и настала пора беспристрастно взглянуть на судьбу этой державы. Роман Фаины Гримберг «Хей, Осман» посвящен эпохе зачинателя Блистательной Порты, тюркского властителя и полководца Османа, жившего в конце XIII - начале XIV века и давшего свое имя будущей могучей державы. Предводитель одного из тюркских племен, наделенного, если пользоваться терминологией Льва Гумилева, наибольшей «пассионарностью», Осман сыграл для тюрков ту же роль, что и его современник Иван Калита для русских княжеств, - роль собирателя. Но в отличие от Калиты, находившегося под пятой ордынских ханов, еще и роль завоевателя. Тюрки времен Османа тоже пережили нашествие монголов, попали в зависимость от них, но, будучи еще в значительной степени кочевым народом, не столь тягостно эту зависимость ощущали. Композиция романа чем-то напоминает пьедестал почета на спортивных соревнованиях: на средней, самой высокой ступени, помещается главный герой книги - Осман, на двух пониже - его отец Эртугрул и сын и продолжатель дел Османа - Орхан. Так роман обретает историческую протяженность и преемственность. Мечту создать великое и мощное государство вкладывает с юных лет в своего сына хан Эртугрул, этим стремлением проникнута вся деятельность Османа и его потомков. Фигура Османа, даже точные даты рождения и смерти которого не установлены, является полулегендарной, открывает широкий простор для преданий и мифов. Свадебные и похоронные ритуалы, народные праздники и спортивные состязания, песни, сказки, стихи восточных поэтов - все это органически вплетается в сюжетную ткань романа, делая его не просто историческим, но и неким романом-сказом, романом-былиной. Особняком стоит рассказ о внедрении ислама в духовную жизнь тюркских племен. Не знавшие грамоты кочевники принимают поначалу ислам «на слух», и лишь при Османе и его сынах и внуках в стойбищах появляются мечети и ученые люди - имамы и улемы, и Коран из устного предания становится святой книгой. Осман предстает в романе человеком, ищущим основ веры. Он изучает мусульманские учения, встречается с христианскими священниками, становится сторонником веротерпимости, которая укоренилась в пределах империи, когда под ее властью оказалось многочисленное христианское население. Впрочем, все походы европейских государств против Турции проходили под знаком избавления христианских народов от басурманского гнета. Гримберг отходит от устоявшейся схемы европейского исторического романа, идущей от Вальтера Скотта и Александра Дюма: там рядом с фигурами властителей обязательно присутствует линия простых людей, ставших участниками или свидетелями исторических событий. Главные персонажи «Османа» - вожди, священники, полководцы, в главах, связанных с Византией, тоже действуют лица, оставившие свои имена в истории, благо у византийцев имелись исторические хроники и множество письменных источников. Помните «Турецкий марш» Моцарта? Он начинается с легких пассажей, затем решительно убыстряет темп, а завершается могучими победительными аккордами. Такова и история становления Османской империи.
|