Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Мара Маланова: Вторая книга

05.04.2008
Textonly
№19
Мара Маланова. Просторечие: Книга стихов. — М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLONNA Publications, 2005. — 104 с. — Проект «Воздух», вып. 15.


        Мара Маланова — чудесный, ни на кого не похожий рассказчик. Ее хочется слушать и слушать, о какой бы «ерунде» ни заходила речь —

            меня всегда
            вдохновляла ерунда —

и каким бы «просторечием» она ни велась. Здесь нас никогда не подведут: не заведут во внутренние тупики, невротические болота, глупые выдумки, незаконные обобщения, разыгранное простодушие («остранение») или ироническое всеведение. Нет, мы не встретим ничего провального. Мир, вкус, ясный ум, готовый к шутке. Мы идем по ровной, надежной дороге. Мы идем по крепкому мосту над сновидением — и без страха заглядываем в его омуты и водовороты. До самого дна, где

            человек закрывает лицо рукой
            и поезд отходит
            с запасного пути.

        Глубина рядом — но она почему-то не опасна. Это не блоковская глубина:

            Поет она, влечет она,
            Зовет она, проклятая…

        С ней можно справиться. Да, собственно, и зачем справляться? Глубина покрыта «ровным настроением» и не вырвется за этот покров. Пока не вырвется — или вообще никогда? «Гадание» не кончено.

            Бездна — говорит книга,
            Бездна.

        Рассказчик отвечает:

            Ну и ладно.
            Все к лучшему. —

        И моет окно. Справились?
        В этом «ровном настроении» иногда вспыхивают волшебные световые картины:

            И жизнь начнется новая,
            чуть слышная в словах,
            странная, веселая,
            как свет в твоих глазах.

        Но похоже, они долетают сюда из первой книги Мары Малановой, из «Экспресса». Общая музыка «Просторечия» другая. Самые волнующие в ней ноты — побег с поля битвы или игра не на той стороне. Но эти — почти ранящие — звуки покрыты широким ровным настроением и очаровательной «болтовней» о нашем, еще прежде своего начала бессмысленном, бесцельном, но милом житье-бытье, о подарке, забыть о котором было бы стыдно.
        Вероятно, Мара Маланова родилась с этим даром безупречного рассказчика: мне не верится, что ее чистое письмо о чем угодно (в этой способности включать в свою речь любой предмет она далеко превзошла знаменитую «болтливость» онегинских реестров) — плод долгих и вдумчивых литераторских трудов. «Поток сознания», «автоматическое письмо»? — но почему этот «поток», в отличие от известных нам опытов, так прозрачен, а в этом «автоматизме» мерещится изысканный замысел? Почему это веселее, чем мы привыкли ожидать? Потому что — позволю себе предположить — наш рассказчик, в отличие от большинства мастеров модерна и постмодерна, ненасытно любознателен.

            В каждом рождении
            Остается ослепительный свет нерожденности.

        Любознателен в такой мере, что, как он сам догадывается, одна жизнь не насытит этой любви к переменам.

            И всю ночь ему снится
            путешествие к морю
            в хорошей компании.

        Вот это и оказывается важнее, чем печаль, надежда, отчаяние, страсть…


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service