Роман с автостопом

Роман Битиев
Книжное обозрение
Досье: Дмитрий Григорьев
Григорьев Д.
Господин Ветер: Роман.
СПб.: Амфора, 2002. – 335 с. – (Поколение Y). 3000 экз. (п) ISBN 5-94278-054-4


Дмитрий Григорьев, петербургский поэт, писатель и художник, невзирая на внушительный пласт времени, отделяющий его от американского пионера «рюкзачного» движения Джека Керуака, решительно и бесповоротно идет по стопам знаменитого битника и продолжает его дело. Продолжает, впрочем, по-своему, по-питерски.

В серии «Поколение Y» выходит проза молодых авторов – если и известных, то пока лишь в узком (в основном питерском) кругу. Книга Григорьева «Господин Ветер» романтична, слегка эзотерична, органично устроена и в меру иронична – то есть, подлинное «дитя» Северной Пальмиры. На обложке в подзаголовке указано – «Роман о хиппи», и хотя сам Григорьев на другой стороне обложки открещивается от такого ярлыка, по большому счету книга действительно о хиппи и об их классическом средстве передвижения – автостопе.

Текст читается легко, словно смотришь американское «роуд-муви». Только с поправкой на то, что пейзажи, города и люди – наши, отечественные, с присущим им известным колоритом. Роман полон хипповских баек, анекдотов и дзенских притч, снабжен словарем сленга, в каждую главу вставлены авторские пояснительные отступления – на пятнадцать глав приходится двадцать четыре отступления. Один из персонажей, явно репрезентирующий автора, даже объясняется в таком духе: «А что я буду писать, одному Богу известно. Они требуют от меня гибрид Керуака и Бушкова. Это все равно что помидор с настенным зеркалом скрещивать». Однако вместо гибрида получился вполне добротный роман, базирующийся на одной из четырех (по Борхесу) универсальных историй – возвращении домой.

В книге описаны события шестилетней давности. Главный герой – хиппи или один из так называемых «Людей Радуги» – странствующий музыкант Кристофер (или по паспорту Митя). Он возвращается автостопом с Алтая через Алма-Ату в родной Санкт-Петербург. Все перипетии странствия описаны Григорьевым просто и достоверно, в результате чего «Господин Ветер» по большей части читается как произведение жанра «нон-фикшн». В путешествии Кристоферу доводится рассказывать и слушать массу «телег», наблюдать красоты и странности чужих мест, браться за ружье, попадать в аварию, сталкиваться со шпаной, бандитами и милицией, ехать с турками и с «экуменическими» христианами, давать в двух разных городах два концерта, быть сбитым неизвестным автомобилем. Все это подано не в виде примитивного «экшна», а показано сквозь размышления, воспоминания и сны героя. Поэтому в романе столь много близких «продвинутому» молодому русскому интеллектуалу суфиев, Кастанеды, Лао-цзы, Бодхидхармы, Маккены и марихуаны. Главным же стержнем в повествовании является мистический компонент Возвращения как процесса экзистенциального. Герою удается встретить в дороге потусторонний Караван, описанный в древних легендах Шелкового Пути. И снова стоит отдать должное Григорьеву – ему удалось удержаться от тривиальной «сакрализации» материала, удалось не переборщить с эзотерикой. В результате получилась отличная книга о любви и свободе, веселая и серьезная, умная и простая. Так что если читатель к ненасильственной борьбе за дело Керуака «всегда готов», то «Господин Ветер», безусловно, его книга.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service