Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
Дмитрий Новиков  .  предыдущая публикация  
«Рассказ должен быть прожит, убит и выплеснут на бумагу»
Интервью с Дмитрием Новиковым

09.09.2007
Интервью:
Анна Мартовицкая
Культура, 3.08.2005
№29 (7488), 2005
Досье: Дмитрий Новиков
Дмитрий Новиков ворвался в современную литературу рассказом «Муха в янтаре». Чуть позже под таким же названием вышла первая книга рассказов этого молодого прозаика. Она если и не сделала автора литературной российской знаменитостью, то показала, что петрозаводчанин Дмитрий Новиков очень скоро может ею стать. Высокие оценки этой книге дали не только мэтры российской литературы, но и зарубежные издатели, купившие права на прозу Новикова. Сегодня писатель активно публикуется в «толстых» журналах («Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Север») и альманахах. Дмитрий Новиков – призер «АртЛито 2000», лауреат премии «Вдохнуть Париж»-2004 и премии им. Бориса Соколова за 2004 год. Совсем недавно у прозаика вышла новая книга рассказов – «Танго Карельского перешейка».

        –
Дмитрий, когда и почему вы занялись литературой?
        –
Серьезно и осмысленно, с сознанием того, что если не сейчас, то когда же, я начал писать всего лет пять назад. До этого много раз пробовал, но сам видел, что получается что-то невразумительное, и бросал на полдороге. Так что для меня самого это стало критерием – если смог довести рассказ до конца, значит, в нем что-то есть. Первая публикация состоялась в 2000 году: журнал «Север» напечатал один из первых моих рассказов «Муха в янтаре».
        – Вы получили известность благодаря этому и другим своим рассказам. Что для вас означает этот жанр? Стоит ли ждать от Дмитрия Новикова романа?
        –
Рассказ для меня – это концентрированное, сгущенное до вязкой сладости, чувственное знание об одном из многочисленных пиков неисчерпаемой жизни. Рассказ не может быть придуман – тогда это вялая беллетристика, он может быть прожит, убит и выплеснут на бумагу. От него должно пахнуть потом, кровью и спермой, тогда он настоящий. Роман, по сути, – явление того же порядка, но более размазанное, размытое, требующее воды для разбавления жгучего раствора. Эта область мне пока неизвестна. И потом – нет никакого смысла писать слабый роман. Если рассказ неполноценный еще может как-то проскочить, забыться, то от романа ты уже никуда не денешься. Мне кажется, нужно накопить очень много ярости и любви, чтобы написать хороший роман. Про себя знаю – если время придет, то я уже никуда не денусь. И вообще, от Новикова можно ожидать чего угодно, даже романа.
        – Критики часто сравнивают вашу прозу с прозой Ивана Бунина и Юрия Казакова. А кого из русских писателей вы сами считаете своими учителями?
        –
Я всегда думал, что буду «чистить себя» под Федором Михайловичем, гордился тем, что дата рождения одна. Потом пришли мастера и сказали – Бунин и Казаков. Кто-то еще упомянул Платонова. Все это очень лестно и здорово. Но есть еще несколько десятков людей, накала прозы которых хотелось бы достичь, а если нет, то хотя бы приблизиться, пусть и в заметном отдалении. Но учителя – это не только писатели. Есть еще музыка, есть еще мой дед, которому сейчас девяносто два года, есть природа. Учителей много.
        – Что вас как писателя волнует и вдохновляет больше всего? Искусство, жизнь или..?
        –
Из несовершенства жизни следует совершенство смерти. Хотя нет, я в такие игры не играю и вдохновения в них не ищу. На самом деле художественная проза, по-моему, есть концентрация самой жизни со всеми ее радостями и печалями. В жизни каждого человека, поколения существует, накапливается чувственный опыт, который гораздо важнее механически накопленных знаний. Этот опыт – единственное, что может удержать человечество от самопоедания. Передача его от поколения к поколению – задача искусства, и лучше всего это делает художественная проза. Особенно узорчатая чугунина русской прозы. Во всем этом – мое вдохновение.
        – Считаете ли вы себя участником литературного процесса?
        –
Признаться, я очень не люблю теоретизировать по поводу литературного процесса. Я – его несомненный участник, поскольку пишу и печатаюсь. Но думаю, что смогу влиять на его течение и с другой стороны. Ведь сейчас одна из главных бед – плохая система распространения книг. Очень часто хорошие книги просто не доходят до читателя, особенно в отдаленных от столиц регионах. Мне удалось уговорить нескольких людей с деньгами участвовать в литературном процессе, и мы вместе придумываем и проводим в жизнь несколько схем, которые помогут хорошей книге и читателю слиться в дружеских объятиях. Поэтому все просто – чтобы стать полнокровным участником современного литературного процесса, нужно написать хорошую книгу, придумать и добиться того, чтобы ее прочитали как можно больше людей, и дать поле деятельности для теоретиков современного литературного процесса.


Дмитрий Новиков  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service