Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Поэты и этажи
Концерт из детских, полудетских и крепленых стихотворений

09.07.2009
ExLibris НГ, 13.02.2003
Елена Казанцева. Концерт (в двух отделениях): Стихотворения. – СПб.: Вита Нова, 2002. – 158 с. – Варварская лира.

Стихотворения бывают детские, полудетские и крепленые.
А бывают – стихи под гитару. Слушать их приятно, а читать чаще всего просто невозможно. Елена Казанцева тоже поет, поет хорошо, завоевывает какие-то там призы и считается известным бардом. Да только стихи она пишет первых трех сортов: детские, полудетские и крепленые. Но издана в бардовской серии, да и перед товарищами, наверное, неудобно, вот она и маскирует книгу стихов под сборник песен. И называется книжка «Концерт». И подзаголовок у нее: «В двух отделениях». И даже краткие вступления – типично концертные – предваряют почти каждое стихотворение.
Бесполезно. Сколько ни читай и ни пой с эстрады хорошие стихи, они не перестанут быть стихами. «Я не вымыла посуду. / Я и завтра мыть не буду. / К черту всякие дела! / Умерла – так умерла». Это, если следовать выбранной терминологии, скорее всего – полудетское. А вот, к примеру, детское: «У меня замерзли ноги, / я их – кошке под живот. / Были б кошки недотроги, / что б с ногами было? Вот!».
Второй ряд русской поэзии – Лебядкин, Хармс, Олейников, Глазков, Холин, Григорьев, список можно длить очень долго. Вот только женских имен в нем нет. Женщины-поэты попадают или в мейнстрим, к главной кормушке русской поэзии, где Ахматова и Цветаева, или уж в ряд третий или четвертый, а то и в пятый – к «несправедливо забытым».
А ведь упомянутый второй ряд – и так самый лучший. А уж быть там единственной (или почти единственной) женщиной и вовсе что-то запредельное. И дело тут не в так называемом юморе, тотальной иронии, дело в отношении к мейнстриму и читателю. Мейнстрим – для антологий, для филологов, для памятников и премий, но не для человека. Только по-настоящему гениальных авторов из мейнстрима – уровня в самом деле Ахматовой или Пушкина – можно читать для себя, для личного пользования. С пользой для здоровья и душевного равновесия. «Мне любить все равно кого – / каждый смертный любви достоин. / Я бы выбрала одного, / но один для меня – не воин». А это уже, как нетрудно догадаться, крепленое.
Насчет авторской песни. Она тоже формирует правильное отношение к великой русской поэзии. Скучное слушать не будут. Но вот чтобы было и не скучно, и по-настоящему хорошо – это уже удел немногих. И тут уже не до шуток. «Не хватит сил, и я с балкона / однажды прыгну навсегда, / чтобы с ночного небосклона / в меня не целилась звезда / и не пугала дальним светом, / быть может, мертвая уже... / Я б не хотела: быть поэтом / и жить на первом этаже». Поэты никогда не живут на первом этаже. Потому что, даже если они вывалятся случайно из окошка полуподвала, все равно – разобьются. Или полетят, что в принципе одно и то же, ибо любой полет сами знаете чем заканчивается. А вообще-то поэты обычно живут на предпоследнем этаже. Чтобы всех видеть (эпическая поэзия), но и чтобы соседи сверху могли время от времени заливать (лирика). Впрочем, хороший поэт – он на любом этаже поэт. Даже на втором.
Кстати, в серии «Варварская лира», где напечатана Казанцева, вышло уже немало книжек бардов, в том числе бардов довольно известных. Но бардов ведь не то что читать, их и слушать-то не всегда хочется, а Казанцева – случай особый.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service