Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Поэзия в промежутках

17.11.2008
НГ Ex Libris, 06.11.2008
        Складень. - М.: Время, 2008. — 928 с.
        Когда читаешь стихи Генриха Сапгира, возникает ощущение, что видишь эти тексты впервые, что никогда раньше их не читал. Это связано прежде всего с тем, что доминирующее число произведений поэта написано в новых свободных формах.
        Анна Ахматова скептически называла рифмованные строфы «кирпичами». В 30-летнем возрасте Генрих понял: шаблонное четверостишие с перекрестными рифмами — тюремная клетка для души и свободомыслящего сознания. Все эти неоклассические «ямбизмы-хореизмы» изжили, исчерпали себя. И тогда он уничтожил весь свой юношеский литературный архив. Его поэтическая индивидуальность, как он сам считал, впервые выразилась в книге «Голоса» (1958—1962). С этого момента начался новый, ни на кого не похожий поэт — Генрих Сапгир.
        Казалось бы, нет для меня незнакомых стихов Сапгира, но открываешь книгу на любой странице, погружаешься в текст и не перестаешь удивляться: настолько неистощима фантазия поэта. Он вывернул наизнанку синтаксис, привнес в современную поэтику никем не используемые до него приемы стихосложения. Всем своим литературным опытом в стихах и прозе Сапгир показал, что язык живет, динамически развивается и видоизменяется.
        Авангард Сапгира — это не «чернушный авангард», привязанный к конкретному времени, к политической ситуации. Поэт делает открытия внутри самого языка, работая над его тканью на клеточном уровне, — поэтому эти стихи не перестают интересовать пристрастного, искушенного и взыскательного читателя. В каждом тексте заключена вселенная, метафизическая реальность, поэтический космос... Лишь подготовленные и посвященные ценители словесного искусства в состоянии это различить и проанализировать.
        Толстые журналы ноября: Булат Окуджава, Александр Колчак, Борис Ельцин, квебекцы и влюбленные брюссельцы
        В аннотации к недавно вышедшей книге «Складень» (М.: Время, 2008) цитируется тенденциозная фраза: «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир». Противопоставление Сапгира Бродскому вполне корректно. По значимости для русской литературы эти величины, возможно, эквивалентны, но по стилистике — это поезда, идущие в разных направлениях, с разной скоростью. У Иосифа Бродского есть знаменитое высказывание: «Не язык орудие поэта, а поэт орудие языка». Генрих Сапгир никогда не был орудием языка, для него язык был единственным и незаменимым орудием, которым поэт владел виртуозно.
        Обращают на себя внимание дизайн, формат и название книги «Складень». Это редкое слово извлечено из самих стихов Сапгира. Так называется вторая часть цикла «Жития». В словаре русского языка под редакцией Ожегова старинное слово «складень» определяется как складной предмет, состоящий из частей, соединенных шарнирами. Казалось бы — обыкновенная версификация на шарнирах. Но Сапгир — непредсказуемый, запредельный, иррациональный мастер слова. Ему не по нутру примитивная шарнирная эстетика. Он активно разрабатывает новые методы и приемы стилистической реализации. И как натура яркая, артистическая меняет литературные стили, подобно миму, меняющему маски. Но какую бы маску ни примерил поэт, сквозь каждую просачиваются его незабываемое лицо и печаль... глубочайшая латентная печаль.
        Предисловие к этому фундаментальному изданию в 900 с лишним страниц блестяще написал исследователь свободного стиха, поэт и ученый Юрий Борисович Орлицкий, который уже много лет проводит в РГГУ научные конференции, посвященные творчеству Сапгира. В книге «Складень» помимо ранее публиковавшихся стихов представлены стихи, напечатанные в российском издании впервые, в частности книга «Лица Соца» (Париж, 1990). Несмотря на то что многие из стихов политизированы и выражают атмосферу определенного времени, они не утратили своей актуальности и сегодня:

        вся система — пошехонский
        сыр
        плохо пахнет
        и насквозь — из дыр.

        В стихотворении «Промежутки» поэт рассматривает серьезную проблему пустоты, надвигающейся на каждого из нас вплотную. Генрих и пустоту мог с легкостью преобразовывать в поэзию. Его поэтическое слово порой рождалось из молчания и тишины, из воздуха и шевеления губ. Стихи «Храм» являются наглядным подтверждением вышесказанного:

        вверх выдыхаю
        плотный воздух
        взлетают колонны
        округляются арки
        все толще стены
        выдохи сильные
        вылепят купол
        легкий и звучный
        подул — там витраж
        подул — там алтарь
        каждое утро
        так! Воздвигаю
        светлым желанием
        строю дыханием
        незримый собор.

        По мнению Казимира Малевича, «поэзия — это то, что, как правило, остается за пределами слов».
        Поэзия Генриха Вениаминовича Сапгира — это не железный аршин, а серебряный оклад, «Складень» изящной русской словесности. В стихах Генриха много промежутков, но эти промежутки содержат не меньше смысла, чем сами слова. Слова же выполняют в стихах функцию меблированного интерьера, это, если хотите, элемент дизайна. А «вздохи и слезы», сама поэтическая материя, сама драма — в промежутках. Читайте!


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service