Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Мария Галина  .  предыдущая публикация  
По следам Льва Абалкина
М. Галина. Экспедиция: Повесть. // Нева, 2000, №6.

14.10.2007
Татьяна Кравченко
Досье: Мария Галина
        Достоевский в свое время признавался: все мы вышли из гоголевской «Шинели». Федору Михайловичу никто не перечил. Продолжать традицию Гоголя — большая честь, нелегкий труд и талант, равнозначный таланту Гоголя.
        Может быть, сравнение рискованно, но то, что сделали братья Стругацкие в отечественной фантастике, в некотором смысле сопоставимо с влиянием Гоголя на русскую литературу ХIХ века. И тех, кто называет себя продолжателем традиции Стругацких, сейчас вполне достаточно. Правда, некоторые из них просто вполне успешно используют их имя для завоевания места под издательским солнцем: до сих пор лейбл «ученик Стругацкого» обеспечивает благосклонный прием редакторов и критики.
        Насколько мне известно, Мария Галина ученицей мэтров себя никогда не объявляла — тем не менее ее повесть «Экспедиция», опубликованная в «Неве» (№6, 2000), «стругацкая» не по букве, а по духу.
        Хотя и «по букве» отчасти тоже. Поклонники «Жука в муравейнике», конечно, без труда вспомнят печальную планету Надежда. Планету, настолько экологически грязную, что население поразила генетическая болезнь: после 12 лет человек начинал стремительно и необратимо стареть и в 20 умирал от дряхлости. Вмешались загадочные Странники и вывели всех с больной планеты куда-то в тартарары. То ли население спасали, то ли планету от населения? Сюжет «Экспедиции» — как бы развернутый в повесть эпизод из Стругацких, причем повествование ведется от лица жительницы Надежды. Читатель видит ситуацию не извне, как в «Жуке», а изнутри.
        Что приятно: героиня повести — отнюдь не superwoman, не шикарная блондинка, умеющая стрелять и прыгать с парашютом. Она — умная, чуть трусоватая (скорее осторожная), не слишком красивая, достаточно закомплексованная. Не любит лезть на рожон и принимать ответственные решения, — то есть такая, как многие, обыкновенная, отнюдь не героиня. До разрухи работала внештатным корреспондентом городской газеты и была всем довольна.
        С другой стороны, можно увидеть место действия «Экспедиции» отнюдь не как загадочную планету, а как нашу родную Землю. Город без воды, света и тепла, люди живут впроголодь, не работает транспорт, закрыты почти все учреждения, газеты не выходят, на улице после захода солнца показываться опасно? Это что, Тбилиси начала 90-х или Грозный теперь?
        В городе, где давно уже потерялись городские власти и жизнь течет по ослабевающей инерции, появляются какие-то загадочные «Комитеты спасения». Принимают они не всех, и принцип отбора непонятен. Непонятна и работа, для которой нанимают «отобранных»: доставить в соседний город письмо-пакет. Но другой работы нет, и пятеро «гавриков» (среди них и Рита, героиня повести) отправляются на джипе в дурацкую (с Ритиной точки зрения) экспедицию.
        И вот тут стоит вспомнить о «духе» Стругацких, о поставленных ими этических проблемах, не имеющих однозначных решений — как должен вести себя человек в навязанных ему нечеловеческих обстоятельствах? Или, например, прогресс, на который работает наша цивилизация, — так ли уж это безоговорочно хорошо? Участники галинской «Экспедиции» тоже вынуждены решать эти проблемы и тоже отнюдь не всегда способны «сохранять лицо» — проще взять автомат и доказывать правоту с позиций силы? Но и силой все равно ничего не докажешь.
        Кстати, у знаменитых братьев почти нет собственно «экшн» — стрельбы, приключений, космических мутаций, продираний через страшные джунгли и т.д. и т.п. Важно другое — постоянное присутствие некой тайны, скорее угадываемое, чем осязаемое. Показался краешек — и тут же спрятался, и снова все обыденно и объяснимо. Но мы-то уже знаем, что тайна есть, и ждем, когда она снова себя обнаружит.
        Так же строит действие и Мария Галина. Сначала путешествие протекает вполне в духе обычного репортажа программы «Сегодня» из горячей точки: обстрелы на шоссе, патрули, от которых надо прятаться? Все реалистично и материалистично. Но вот четверо участников экспедиции, потеряв джип и отправив обратно одного раненого товарища, едут дальше на случайном грузовике. Грузовик въезжает в милую деревеньку с аккуратными белыми хатками. Хорошенькую такую деревеньку, только пусто там очень, ни человека, ни кошки, ни собаки, даже птиц нет — ни души. «Водитель, который вылез из кабины, чтобы размять ноги и покурить, кинулся обратно к машине.
        — Назад! — заорал он. — Все назад!
        — Да что стряслось-то? — спросил Герка.
        — Говорю, назад! Поехали! Валим отсюда! Я тут ни минуты не останусь. Я про такие штуки уже слышал. Полезайте в машину, быстро! А не успеете, пеняйте на себя!
        ...Я думала, он развернется и поедет обратно той же дорогой, но он все гнал по прямой — видимо, боялся проезжать мимо того поселка. Мне до сих пор было как-то странно, и мучило неприятное ощущение гложущей пустоты внутри — точно в дурном сне».
        Потом опять — сплошной реализм: бандформирования, заложники, побег и страх погони. В живых остались трое — два человека и? Краешек тайны снова вылезает наружу. Загадочный пятый участник экспедиции Томас — он кто? Посредник между нами и «ними»? Но кем — «ними»? Теми самыми Странниками Стругацких, загадку которых авторы так и не объяснили читателю? Галина по имени «их» не называет?
        Стругацкие вообще не снисходили до объяснений. В том же «Жуке в муравейнике» навсегда остался без ответа вопрос — что было бы, если бы Лев Абалкин дотянулся до детонаторов?
        И Мария Галина тоже не объясняет. Что было в том пустом поселке? Некий «неучтенный фактор», о котором даже «посредник» говорит с опаской: «Это всегда бывает одинаково — небольшой поселок, городок. Сегодня там все нормально — в известных пределах, конечно; завтра уже — никого. Пусто. Мы посылали туда своих людей, но так ничего и не выяснили. Либо они возвращались ни с чем, либо пропадали просто». Может быть, это людская злоба, сконденсированная до такой степени, что уничтожает без следа собственных носителей? Чего хотят таинственные хозяева «посредника» и хорошо ли оказаться среди «отобранных» ими? Что ждет этих «отобранных»? Точки над «i» не расставлены, ответа нет?
        Загадочный финал — верный залог того, что повесть (роман, рассказ, фильм) сразу не изгладится из читательской (зрительской) памяти. Кстати, на Западе по тому же принципу «вопроса без ответа» пишут сценарии авторы знаменитых «X-files».
        Так что Мария Галина просто удачно использовала давно отработанный не только Стругацкими прием. Вообще в случае с Галиной речь идет не о формальном подражании Стругацким. Тут дело в некоем внутреннем соответствии, «созвучии» их прозе, которого с переменным успехом пытались добиться авторы выпущенного года три-четыре назад и широко разрекламированного сборника «Миры братьев Стругацких». В том сборнике наши «раскрученные» фантасты в порядке эксперимента дописывали и переписывали знаменитые повести мэтров.
        Мария Галина в том сборнике участия не принимала. Но, может быть, «забыли» не только Галину? Ведь вряд ли мир клином сошелся на десятке «раскрученных» имен?


  следующая публикация  .  Мария Галина  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service