Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Евгений Чижов  .  предыдущая публикация  
Евгений Чижов. Перевод с подстрочника

14.10.2013
Коммерсантъ Weekend
№36 (330), 04.10.2013
Досье: Евгений Чижов
        Сам Евгений Чижов уверяет, что его роман – фантастический. Что он о том, что произошло бы, если бы мечты художников-авангардистов оправдались и искусство – в частности поэзия – могло бы действительно влиять на жизнь. В книжке это и вправду показано довольно наглядно.
        Там есть эпизод: в прошлой, московской, «реалистической» жизни героя его друг, замечательный поэт, видит по телевизору расстрелы в Чечне, и это отвратительное зрелище заставляет его сжечь собственные рукописи. Потому что если б его стихи чего-нибудь бы стоили, говорит он, они бы могли остановить эту бойню – а так это просто испачканная чернилами бумага. А в новой, «фантастической» жизни героя, проходящей в вымышленном среднеазиатском Коштырбастане, гениальные (без иронии, без преувеличения гениальные) стихи тамошнего президента Гулимова как раз ложатся в основу государственных решений и проектов – то есть по-настоящему меняют действительность. При этом жизнь под Гулимовым в Коштырбастане очень напоминает жизнь в Туркмении под Туркменбаши. То есть это страшная восточная диктатура.
        Вообще-то Чижов работает на территории более чем освоенной. Его главный герой – московский поэт Печигин, европеец, заглоченный, затянутый Востоком, как, скажем, герой Боулса (и Бертолуччи). Рефлексирующий интеллигент, оказавшейся разменной пешкой в игре могущественных и совсем не интеллигентских сил, как, например, Розенкранц и Гильдестерн у Стоппарда. Наблюдатель, решающий вопрос, совместны ли гений и злодейство, как – ну ясно, как кто...
        Но при этом у «Перевода с подстрочника» нет привкуса литературности и нарочной вторичности. Есть непонятный Восток, есть злодей – он же гений (или нет?), есть неизбывная для частного человека зачарованность властью. Все это вещи – да, описанные в книгах, но существующие и существенные.
        И это, возможно, важнейшее (наличествующее и в предыдущих романах – «Темное прошлое человека будущего» (1999), «Персонаж без роли» (2008)) достоинство писателя Чижова вообще. Он пишет романы «умные», (в каком-то смысле даже романы идей), он пишет романы литературные (в каком-то смысле даже «про литературу»), но в первую очередь он пишет романы.Всякий раз он устраивает мир, в которого поселяет героя с чувствованиями, верованиями, с мыслями, с судьбой. Его книги – про чтение все же больше, чем про думанье. Для сегодняшней нежанровой прозы такое действительно практически фантастика.


  следующая публикация  .  Евгений Чижов  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service