Альбина Синёва: «Литературная жизнь — очень интимная вещь»
Интервью
Parere.ru, 31 августа 2009
|
|
|
Авторитетный литературный портал «Новая Литературная карта России» в разделе «В Воронеже пишут» называет всего пять имен, среди которых числится Альбина Синева. Мы поговорили с ней о литературной жизни города, профессиональном культуртрегерстве и о гении, обитающем в электричках.
Альбина, как бы Вы охарактеризовали современную поэтическую жизнь Воронежа?
А что такое поэтическая жизнь? На мой взгляд, она заключается в том, что один человек что-то пишет, а другой человек это читает. Вот этот двоякий процесс творения и восприятия и есть жизнь литературы. Это достаточно интимное сотворчество автора и читателя. Если же говорить о тусовках, о публичных выступлениях, мне такие вещи не слишком интересны во всяком случае, происходящие сейчас в Воронеже. Вот в начале года приезжала замечательный поэт Ольга Седакова, это для меня действительно событие. В прошлом году арт-группа «Квадрат» организовала поэтический вечер Елены Фанайловой и Константина Рубахина когда-то воронежских, а теперь давно уже московских авторов пригласили их приехать в наш город, поностальгировать. Больше ничего интересного за последнее время не могу припомнить. Если сказать, что литературная жизнь в Воронеже переживает период застоя, думаю, я не сильно ошибусь.
Разве может быть литературная жизнь в застое, если в городе насчитывается как минимум 10 поэтических клубов?
Насколько я с ними знакома и могу судить это уровень студенческой самодеятельности. Нет ничего плохого в том, что люди, причисляющие поэзию к кругу своих интересов, собираются вместе, чтобы почитать стихи, попеть песен под гитару, попить заодно чаю или пива. Это может сделать кто угодно, и это замечательно. Клуб поэтов «Лик», которому уже больше двадцати лет, когда-то действительно собрал вместе сильных воронежских авторов, достойных внимания. Тогда происходило много интересного, можно было каждую неделю услышать тексты, написанные буквально на днях, приезжали в гости поэты из Москвы, из других городов. Но со временем все это постепенно превратилось в посиделки теплой компании одних и тех же людей, которые практически перестали писать что-то новое. Совершенно чудовищная затея, на мой взгляд, недавно созданный «Поэтоград», своего рода попытка объединить всех, кто пишет в Воронеже. Мне не понятно, зачем нужно кого-то специально объединять? У каждого индивидуальный процесс творчества.
То есть по сути дела поэту или писателю все эти кружки и клубы не нужны?
Я считаю, что, для того, чтобы творить, это не нужно. Пожалуй, единственное яркое и достойное внимания явление литературной жизни в Воронеже сейчас это Валерий Исаянц, его творчество и люди, с ним связанные. Вот настоящая живая литературная легенда. (Кстати, пять лет назад вышла книга Анастасии Цветаевой «История одного путешествия» история ее знакомства и отношений с Валерием Исаянцем, эти воспоминания Анастасии Ивановны до тех пор нигде не публиковались.) Кто-то из воронежских журналистов назвал его «единственным странствующим поэтом современности», даже Хлебникова припомнили. Но все не настолько романтично. Исаянц живет на пенсию по инвалидности, несколько лет назад его лишили квартиры дали, видимо, подписать какой-то документ, он и подписал. Ему помогают разные люди, кто чем может. Валерий Иванович путешествует в электричках, в теплое время года ночует в лесу, в Дубовке у него есть любимые места. Зимой прошлого года его приютили какие-то дальние родственники, но, как только потеплело, он вновь отправился в свои странствия, на волю. Он так привык и, смею предположить, он счастлив.
Есть люди, которые уже несколько лет занимаются планомерным спасением его архива. Кстати, это члены того самого клуба «Лик», и такой вклад в поэзию это, думаю, сейчас самое лучшее приложение их энергии. Небезызвестный воронежский коллекционер Михаил Болгов раз в неделю облегчает исаянцевскую суму забирает все эти картоночки, бумажки, на которых Валерий Иванович пишет и рисует. Все это бережно хранится, мы разбираем почерк, заносим тексты в компьютер, редактируем по мере необходимости. Надеюсь, что все-таки выйдет книга стихов Валерия Исаянца, которая сейчас готовится, кризис помешал этому проекту, но хочется верить, что все состоится. Стихи удивительные. Вот это и есть настоящая поэтическая жизнь. И новые строки, и люди, участвующие в судьбе этих строк, в судьбе друг друга. А собираться из недели в неделю «на стихи и пиво» или вымучивать «мероприятия» для галочки...
А как же поэты, которые выступали в столичных литературных кафе начала ХХ века? Им же это было нужно?
Так ведь и сейчас в столице проходит масса литературных событий, выступают интереснейшие авторы. Важно, не что происходит, а как. Дело еще и в том, что времена меняются, и у поэзии уже иные функции и востребованность. Вспомните выступления Вознесенского, Евтушенко в огромных концертных залах в 60-е. Попробуйте сейчас собрать стадион людей, которые хотят послушать стихи! А тогда была такая потребность. Когда-то поэзия была неким рупором, поэт в России действительно был больше, чем поэт. Сейчас, на мой взгляд, он наконец-то только поэт, без совмещения должностей.
Когда поэзия перестала быть рупором?
Думаю, после перестроечного периода, который был достаточно активным в области литературы, и в нашем городе в том числе. Во второй половине 80-х в Воронеже возникло такое полудиссидентское автономное образование, как Профсоюз литераторов, в котором собрались журналисты, поэты и даже редакторы самиздатовских журналов. Многих тогда неоднократно приглашали в «серый дом» на улице Володарского КГБ, расспрашивали про деятельность Союза для чего и почему он был создан. В начале девяностых вышел коллективный сборник «Дюжина» со стихами 12-ти молодых поэтов. Тогда это стало настоящим прорывом, потому что в советское время, чтобы выпустить свою книгу, нужно было, чтобы тебя одобрили важные дяди от литературы, занесли в план, а потом еще годы стоять в очереди. А тут опубликовались молодые поэты, которых никто не знал.
Потом произошло еще одно знаковое для Воронежа событие поэтический фестиваль в кинотеатре «Юность»: люди, которые не значились ни в каких союзах и ни в каких списках, могли свободно выйти на сцену и прочитать свои стихи. Сейчас это обычное дело, но тогда это воспринималось как что-то невероятное. В общем, поэтическая жизнь тогда вырвалась наружу и бурлила. А потом все успокоилось. Стало неинтересно. И все, что можно было облечь в слова и озвучить, только пронеся под полою художественного образа, да и то с долей риска, стало можно говорить и просто так. Поэт перестал быть «рупором», и ему осталось всего ничего, такая малость писать хорошие стихи. Но оказалось, что это очень сложно: просто писать хорошие стихи. Это не новость, все это закономерно, я тут никакой Америки не открываю.
Давайте вернемся к воронежской поэтической жизни. Вы считаете, что лучше совсем не создавать никаких клубов, чем пытаться организовать что-то на уровне самодеятельности?
Я не могу сказать лучше то или лучше это. Может быть, для молодых людей, которые только начинают писать, очень важно побывать в атмосфере поэтического клуба. Чтобы просто кто-то послушал, высказался, покритиковал, похвалил. Пообщаться с себе подобными, соотнести себя с определенной культурной и литературной средой. Не будем сейчас говорить об уровне этой среды, но, может быть, тот же «Поэтоград» для кого-то в этом смысле выполняет достаточно важную миссию.
А какой вариант поэтических мероприятий действительно был бы, на Ваш взгляд, достойным?
Здесь дело за профессиональным культуртрегерством. Прошедшей зимой в Воронеж из Москвы приезжали поэты Данил Файзов и Юрий Цветков, организаторы проекта «Культурная инициатива». Они показали маленький кусочек того, что может происходить в литературной жизни на достаточно высоком уровне, познакомили с технологиями в области подачи поэзии ее слушателям. Я считаю, что лучше вливаться в крупные литературные общероссийские проекты, внимательнее смотреть по сторонам, чем изобретать какой-то местный велосипед, который вряд ли вообще поедет.
|
|