Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
Владимир Новиков  .  предыдущая публикация  
О книге Ольги, Владимира, Лизы Новиковых «Семейный дневник»

29.11.2009
Т. Давыдова
Досье: Владимир Новиков
Ольга, Владимир, Лиза  Н о в и к о в ы.  Семейный дневник. М.: Зебра Е, АСТ, 2009. 288 с.

        В названии сборника статей известного теоретика литературы, критика и писателя, автора биографического бестселлера «Высоцкий» (М., 2005) — Вл. Новикова, писательницы О. Новиковой и критика Лизы Новиковой скрыта аллюзия на знаменитый «Дневник писателя» Ф. Достоевского. Она-то и определила широкий спектр представленных в книге размышлений о современных формах бытования искусства слова — на телевидении, в книгах серии «ЖЗЛ», в восприятии массового или элитарного читателя и прочем. Понимание задач критика в анализируемом сборнике («Критик — не обслуживающий персонал и не начальник, а литератор, потенциально равный прозаику, поэту, драматургу», с. 130), близкое русской классике представлением о гражданской и нравственной ответственности критика, должным образом восстанавливает престиж критики как профессии, совсем было упавший в последнее десятилетие. Разборы и оценки разных форм литературного творчества и произведений рождаются в «Дневнике двух писателей» в страстных спорах и пестрой «фразеологии» двух критиков. Рассуждения о диахронии-синхронии, сюжето- и стихосложении, дискурсе и прочих филологических вопросах, университетская латынь соседствуют с ультрасовременным «Лев Толстой наезжал на Шекспира» (с. 132) и со сниженными словечками, в таких книгах явно лишними... Что поделать, «Семейный дневник»!
        В многожанровом «Дневнике двух писателей» Ольги и Владимира Новиковых традиционная для большой русской критики XIX века проблемная аналитическая статья дополняется критическим диалогом в духе гоголевского «Театрального разъезда»; «обменом мнениями» c современными писателями Валерием и Евгением Поповыми; дневником делового путешествия за рубеж, в котором пересказываются наблюдения зарубежной славистки над поэзией И. Бродского и собственное восприятие его лирики, и литературно-критическим памфлетом («Жюри. Маленькая трагедия большой литературы», «Село Тусовка и его обитатели»). Вторая часть сборника — «Дневник критика» Лизы Новиковой, мастера рецензий. Первый дневник делится на темы-разделы: «Политика», «Эстетика», «Сатира»; второй — антология книжных новинок. В обеих частях книги представлена широкая панорама современной литературы (преимущественно русской). Разбирается проза и поэзия маститых В. Аксенова, В. Войновича, С. Соколова, И. Бродского; писателей среднего поколения — М. Шишкина, А. Слаповского, А. Варламова, И. Поволоцкой, В. Пелевина, В. Сорокина, Т. Кибирова; молодых - Д. Быкова, С. Минаева, Е. Гришковца, З. Прилепина и других авторов. На 287-ми страницах удалось вместить необъятный материал, умело распределенный по признакам: литература — высокая — массовая, документальная — фантастическая; деды и отцы — дети.
        Основа «Дневника двух писателей» — убедительные суждения о соединении вкуса и совести в деятельности критика, руководствуясь которыми авторы выносят аргументированные приговоры: «Катаев в <...> пожилом возрасте ушел от конъюнктуры в собственный внутренний мир <...> И благодаря этому жив» (с. 152), «Улицкая работает на уровне высокого беллетристического профессионализма» (с. 83).
        В «Дневнике двух писателей» есть и весомая теоретико-литературная «платформа»: методология и теория Аристотеля и Ф. де Соссюра; Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Эйхенбума. С опорой на их концепции критики создают собственную теорию современной русской литературы, применимую и к ее высоким проявлениям, и к сентиментально-любовному, и детективно-криминальному чтиву. Подлежащими эстетической переработке являются мысль-«сырье» и «эмоция-сырье», «итог переработки сырья — катарсис. Эмоция чисто эстетическая, которая соотносится с первичной, природной эмоцией <...> как цель со средством <...> И как остранение — с узнаванием. Тут вполне допустимо соединить Шкловского с Аристотелем» (с. 88). Критики призывают создателей «умных», но лишенных энергетики текстов посостязаться с тривиальной литературой в области эмоциональности и тем самым синтезировать достижения серьезной и массовой литературы.
        В размышлениях о вечных проблемах литературоведения — цели литературы, национальном своеобразии русской литературы, взаимоотношениях между писателем, читателем и критиком, сути и критериях критики и ответственности современных аристархов — правомерно утверждается диалектика новаторства и традиции. Цель литературы, как и во времена Пушкина — пробуждать «чувства добрые», «но начинается все с чувств новых» (с. 93). Владимир и Ольга Новиковы переосмысливают союз таких значительных начал в русской классике, как умение писать о философских, нравственных и социальных вопросах увлекательно и художественно. Большая литература — там, где и смешно, и серьезно одновременно (с. 156). Кстати, и «Семейный дневник», написанный живо и афористично, доступен, помимо «ученого соседа», учителям, студентам, старшеклассникам.
        Помещенный в конце сборника указатель имен делает поиск имени нужного автора быстрым. Аляповато-красочная обложка внушает широкому читателю: сегодня модно и читать, и думать о прочитанном!


Владимир Новиков  .  предыдущая публикация  

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service