О книге Юрия Мамлеева «Бунт луны»

Лиза Новикова
Русский журнал, 28 марта 2001 г.
Юрий Мамлеев. Бунт луны. - М.: Вагриус, 2001.


        Потянуло на метафизику - пора читать Юрия Мамлеева. «Вагриус» откликнулся на спрос новым мамлеевским двухтомником: первая часть - еще раз изданный сборник рассказов «Черное зеркало». Гораздо более ценен второй том - тоже сборник рассказов «Бунт луны», впервые вышедший в начале 90-х, но уже ставший библиографической редкостью. Кажется, рассказ - излюбленный жанр писателя (хотя скоро должен выйти и его новый роман). В чеховском формате Мамлеев описывает достоевские страсти.
        Великая русская литература за время своей долгой истории потрудилась на славу: социальная и психологическая стороны человеческой природы были исследованы ею от корки до корки. Зато в наследство сегодняшнему писателю осталось доизучить то, что находится по ту сторону социально-психологического. Всем потусторонним, посторонним, странным и мистическим и занялся Мамлеев. Свой метод он назвал метафизическим реализмом. Главное - не внешняя оболочка, а суть человека. На пути к запредельному переход от жизни к смерти - лишь первый рубеж.
        Тут и происходит заминка. Читатель пугается. Достаточно посмотреть на содержание «Бунта луны»: «Управдом перед смертью», «Утопи мою голову», «Упырь-психопат», «Блаженство и окаянство». А вот как начинается типичный рассказ Мамлеева: «Михаил Викторович Савельев, пожилой убийца и вор с солидным стажем, поживший много и хорошо, заехал в глухой район большого провинциального города». Уже по этой фразе видно, что и самые гротескные ситуации будут описаны просто, без всяких мистических прибамбасов. Метания героев уравновешивает спокойствие авторской интонации - в этом сочетании главный нерв прозы Мамлеева. Действие его рассказов обычно происходит в забытой богом дыре, будь то деревня Большие Хари, коммуналка в Москве или трущобы Нью-Йорка. Декорации условны. Персонажи - вроде бы обычные люди, но незаурядные в своих странностях. И обязательно на пяти-десяти страницах каждого рассказа кто-нибудь умирает. Монстры, мертвецы, трупы, упыри не наводят страх и не смешат, а вполне чинно существуют наравне с другими. Федоровская концепция всеобщей посмертной встречи в действии. Мать обнимается с убийцей дочери. Только обниматься приходится не с чистыми душами, а с подгнившими трупами.
        Рассказ «Жених», вошедший в «Бунт луны», впервые был издан в 70-е на Западе. В отличие от чеховской «Невесты» мамлеевская невеста мертва. Западные исследователи сразу просекли самобытность русского «черного» писателя. У нас же, уверенных, что жили, живы и будем жить, предпочиталось эпикурейское отношение к смерти: мол, не доводилось встречаться. В произведениях Мамлеева жизнь и смерть навечно обручены. Добро и зло на территории человеческой души уже не бьются, а пьют чай и ведут метафизические споры. Так что пугаться не стоит. К тому же Мамлеев - хоть и метафизический, но реалист. В его рассказах вы найдете множество точнейших психологических наблюдений, касающихся вполне живых людей.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service