Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Наука о ложном
О книге Екатерины Таратута "Сто и одна минута"

18.09.2007
Михаил Куртов
        Сочинение Екатерины Таратуты состоит из фрагментов бесед путешественницы и её любопытного слушателя о неведомых странах. И слушателя, и рассказчика влечёт друг к другу некий жар, «как в масло в лампе стекает туда, где оно сгорит»: этот жар – любопытство к миру и страсть сочинять и рассказывать истории.
        В манере вопрошать и давать ответы ощущаются две стратегии письма, которые можно связать с именами знаменитых литературных предшественников. Первая – центробежное движение рассказа – ассоциируется с Борхесом: автору как будто тесно среди существующего, и он направляется к вымышленному, попутно расширяя словарь и переходя время от времени на своего рода иностранный язык. Этой тяге к фантастическому противостоит центростремительное движение рассказа, вызывающее воспоминания о герметичных текстах Мориса Бланшо. Как и для Бланшо, речь для рассказчика никогда не полна, поэтому последний замыкает вопросы на себя, отказывается говорить слишком много, твердит постоянно – «не знаю».
        Ближе к концу рассказчик утверждает: география – это лженаука. Говоря так, он хочет умалить не столько географию, сколько саму науку. Наука притязает на знание мира, но о мире ничего нельзя рассказать тому, кто сам не путешествовал. Рассказчик не обманывает ни слушателя, ни нас, читателей, удовлетворяя непреодолимое любопытству к миру лженаукой, наукой о ложном. В сущности, не всё ли равно – молчать о тех странах, где мы не были и никогда не будем, или рассказывать о них небылицы. И те страны, в которых побывали я и ты, – одни ли они и те же? Вымысел и незнание оказываются одинаково хорошими способами поведать о мире новое. Приметы «реалистической» географии возникают на страницах книги исключительно как насмешки: Одесса, Австралия – нет, всё это вряд ли существует. Зато, без всяких сомнений, есть сирены, гепарды с голубыми глазами и «остров Сатанезес, весь чёрный». В сочинении Екатерины Таратуты заключено не многознание путешественника, но, скорее, мудрость непутешествующего.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service