О книге Марии Майофис «Воззвание к Европе: Литературное общество "Арзамас" и российский модернизационный проект 1815 — 1818 годов»

Сергей Костырко
«Новый Мир»
2009, №11
Досье: Мария Майофис
Мария Майофис. Воззвание к Европе. Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815 — 1818 годов. М., «Новое литературное обозрение», 2008, 800 стр., 1500 экз.

        Научная монография, представляющая итог многолетних исследований молодого филолога и историка, который, вступив на копаное-перекопаное предшественниками из нескольких уже поколений филологов поле, обратившись к истории и содержанию деятельности литературного общества «Арзамас», сумел предложить собственную концепцию. Прежде всего, Майофис отказывается воспринимать общество «Арзамас» исключительно как один из ранних эпизодов литературной биографии Пушкина и, шире, как общество прежде всего литературное. Она выстраивает картину общественной, культурной, а главное, политической жизни России, в частности, активности России в организации международных взаимоотношений в послевоенной Европе, которая (картина) представляет «Арзамас» частью модернизационного проекта, занимавшего тогда умы политической элиты России. Именно этим объясняются присутствие и активность в этом литературном обществе тогдашних молодых дипломатов и высокопоставленных чиновников. Одним из программных документов этого проекта автор считает брошюру С. С. Уварова «Воззвание к Европе» с изложением российских представлений о послевоенной жизни России и Европы. В развернутом автором историческом контексте общество «Арзамас» также можно считать своеобразной формой обращения России к Европе — «наиболее эффективным способом доказательства равноправного членства России в семье европейских народов Каподистрия и члены "Арзамаса" сочли демонстрацию высоких успехов русской литературы и просвещения». Работа Майофис предлагает пересмотреть наши привычные представления о роли «Арзамаса» в культурной и общественной жизни тогдашней России, в частности, объясняет странное для «литературоцентричных» историков общества близкое, почти дружеское соседство в нем таких людей, как, скажем, Жуковский, Карамзин, братья Тургеневы, с одной стороны, и Блудов с Уваровым — с другой. «Арзамас» в той исторической ситуации был скорее выразителем государственной идеологии в России, а отнюдь не оппозиционным сообществом — оппозиционерами в тот момент следовало бы считать скорее шишковцев из «Беседы любителей русского слова»; ну а ключевыми фигурами «Арзамаса» автору видятся не Карамзин или братья Тургеневы, а прежде всего С. С. Уваров и И. А. Каподистрия. Изложение своей концепции Майофис разворачивает на исключительно широком по охвату историческом материале с привлечением материалов как из исследований классиков русской филологии, так и из работ современных исследователей. Особо подробно представлены в ее монографии такие, по мнению автора, ключевые для описываемого культурного и общественного явления фигуры, как К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, Ф. Ф. Вигель, А. В. Воейков, П. А. Вяземский, Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, И. А. Каподистрия, Н. М. Карамзин, М. Н. Муравьев, М. Ф. Орлов, оба Пушкиных (дядя и племянник), А. И. Тургенев, Н. И. Тургенев, С. С. Уваров, А. А. Шаховской, А. С. Шишков и др. Из названий (далеко не всех) глав книги: «Обретение истории. Культурно-политическая мобилизация 1813 — 1815 годов», «Командная игра. Протоколы, ритуал и внесценические эпизоды истории "Арзамаса"», «О чем умалчивают протоколы. Политические дискуссии в "Арзамасе" в зеркале неосуществленных реформ 1813 — 1818 годов», «Sola scriptura. Социально-политические стратегии "старых" и "новых" арзамасцев», «Маленькие крестовые походы. "Арзамас" и идея национальной церкви» и т. д.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service