О романе Александра Ильянена «Бутик Vanity»

Лиза Биргер
Коммерсантъ Weekend
№42 (18), 2007
Досье: Александр Ильянен
Александр Ильянен. Бутик Vanity. – Тверь: Kolonna Publishing, 2007

Роман «Бутик Vanity» начинается с двухстраничного посвящения Делезу на французском, точнее, с выдержки из последней книги Делеза «Критика и клиника», где философ описывает процесс создания литературы из чистого образа в голове писателя. А потом Ильянен последовательно пытается теорию Делеза претворить в жизнь. В итоге – страшная и завлекательная интеллектуальная каша: Ильянен ведет свой роман как записную книжку, накидывая «сырые» мысли и образы по мере возникновения. Его герой – чисто пушкинский бездельник, которому от скуки приходится придумывать себе занятия, перечитывать «Идиота» или восхищаться стихами Мандельштама («что за чудо эти стихи!»), предаваться размышлениям во время кофейных брейков, вспоминать детство, постоянно обращаться к именам и цитатам и жить легкой и беззаботной дачной жизнью, потому что так велит ему традиция. В финале «все это постпространство убогой финской Руси» почти набоковской цитатой «тонет в белом и розовом, словно в яблоневом саду в майские дни». Тонет, но не окончательно – Ильянен подхватывает все это, как ускользающую красоту, и выставляет на обозрение, как в витрине или глянцевом журнале. И надо сказать, что у него почти получается.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service