Владимир Тучков. Смерть приходит по Интернету. - Новое Литературное Обозрение, Москва, 2001
Само заглавие книги представляет собой что-то вроде двойной кодировки: читатель ожидает найти под обложкой нечто злободневное и катастрофичное. Считаем своим долгом предупредить: ожидания сбудутся только наполовину. Заявленная прямая виртуальность, инферно на манер Билла Гейтса, показана скупо и как бы нехотя. В этом отношении пелевинский «Принц Госплана» интереснее. Сам, однако, расклад персонажей, базовые их движения - все нынешнее. Новые русские, скрупулезно подразделенные на банкиров, бизнесменов и бандитов; разнообразно-типичные неудачники Великого Перераспределения; ложно-декоративные женщины. Цель - деньги или то, что можно купить за деньги. Катастрофичность - она и есть, ее и нет. То есть люди исправно гибнут за металл и от металла, но это воспринимается (героями, автором, а затем и читателем) практически как должное. Этакая странная фауна, где крупные хищники пожирают мелких, а кроме хищников вообще никого нет. Мораль к миру героев Тучкова в большинстве рассказов применима только извне; она не играет роли ни двигателя, ни руля, ни тормоза сюжета. Сюжеты вырастают, как кристаллы, из любой детали. Они причудливы и любопытны. Особое значение приобретает количество. 47 новелл под общим заголовком - это вызов фокусника залу. Там, где Хармс тщательно камуфлировал прием под озарение, Тучков говорит нам: это даже не находка. Это прием. Я так умею. Это массовая культура, но высушенная до концентрата. Из каждой миниатюры Тучкова, разбавляя ее водой, можно (при желании) получить доброкачественный фильм в стиле отечественной «Черной комнаты» или французского беспросвета.. Чтение, как ни странно, получается вовсе не глянцевое. Умное, тревожное, стильное. Как ни крути, а эта бледная нежить действительно водится вокруг нас. Да и не только вокруг.
|