О романе Александра Скоробогатова «Земля безводная»

Леонид Костюков
Еженедельный журнал, 19.08.2002
№ 32
        Вот вам и очередная удача олмовской «некоммерческой» серии; безо всякого сомнения, «литература категории А». Некоммерческую я помещаю в стыдливые кавычки, потому что это слово можно трактовать и как нелегкую в чтении, неувлекательную. «Земля безводная» увлекает невероятно сильно, но не как сплетня, а как омут – немного вопреки названию.
        Роман нестандартен в способах сочетаний вполне обычных элементов. Например, где-то в середине вдруг понимаешь, что резко авантюрный сюжет излагается в элегически-задумчивой интонации, и это не то чтобы уместно, а как бы иначе и нельзя. Депрессивная ткань прохвачена нитью блестящего юмора. Язык веским лаконизмом напоминает о лермонтовской «Тамани».
        Тут для убедительности комплиментарной стороны следовало бы слегка пожурить автора за недостатки, но я их не вижу, а выдумывать не хочу.
        Александр Скоробогатов работает сразу на всем диапазоне – от буквального реализма до внятно-многозначного символа. Одной из центральных тем романа исподволь становится двойничество, но скорее не русско-инфернальное, а западное, связанное с проблемой идентификации личности, восходящее к «Штиллеру» Макса Фриша, а хотя бы и к Голливуду. Вообще «Земля безводная» парадоксально и очень русский, и очень европейский роман.
        Если вы до сих пор не заинтересовались, я сдаюсь. Постойте – еще обложка красивая.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service