Наталья Хаткина. Птичка божия - Донецк: Издательская группа «М. О. С. Т.», 2000
Книга стихотворений Натальи Хаткиной «Птичка Божия» (Донецк: М.О.С.Т., 2000) выгодно выделяется из общего ряда. Поясним обстоятельнее. Сегодня всем почти без исключения поэтам присущ страх прямого пафосного высказывания. Общим языком стала ирония, вправленная не только в лексику, но и в синтаксис фразы, предусмотренная уступка, возможность обратного хода. Поэт как бы боится быть уличенным в неадекватности, причем двойной: с одной стороны, все уже сказано и надо отдавать себе в этом отчет; с другой, жизнь отвратительна и сложна и нечего делать вид, что она удивительна и прекрасна. Изрядно подпортили шкурку прямой речи и символисты. Певец бытия неминуемо будет высмеян, причем квалифицированными специалистами по высмеиванию. Заметим, что один иронист среди легиона романтиков, наоборот, почти ничем не рискует. Так вот, защитные меры Натальи Хаткиной минимальны. Да, по книге рассыпаны стихотворения-маркеры, щедро пропитанные модной цитатностью, иронией и характерным для современного письма бодрым скепсисом. Эти привязки высвобождают поэтессе язык для неограниченного романтизма других стихотворений. Вот стена, а вот — раскрытая форточка. И слава Богу.
Всей грудью дышит — она жива! Всей кожей — она права! И в складках платья горит листва, и под стопой — трава.
Вот так, в верхней точке вертикали, надолго зависают стихотворения Натальи Хаткиной, заставляя вспомнить, например, Леонида Мартынова — вдобавок, разумеется, к Анненскому, Мандельштаму, Бродскому. Кстати о Бродском — ему большой (как правило) объем стихотворения был необходим, чтобы «обслужить» всю вертикаль, от самого низа до самого верха («Осенний крик ястреба», во всех отношениях лишенный земли, исключителен, потому и помнится особняком). Наталья Хаткина ограничивается зоркостью: она видит с неба детали прозаического бытия, того и довольно.
|