Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Все, что несмертельно – скучно
Интервью с Денисом Гуцко

19.09.2008
Интервью:
Захар Прилепин
АПН - НН, 16 февраля 2007 г.
        Денис Гуцко - лауреат Букеровской премии, премии Борис Соколофф-приз, премии БРФ «Вдохнуть Париж». Короче, известный писатель. И еще постоянный автор журнала «Огонёк», интересный журналист.
        Его роман «Русскоговорящий» произвел в свое время литературный фурор. Несколько крепких рассказов и повестей укрепили имя Гуцко в числе самых сильных представителей литературного процесса.
        Сегодня мы беседуем с Денисом Гуцко о литературе и о жизни.


        Захар Прилепин:Привет, Денис! Давай расскажем, кто такой Денис Гуцко читателям, еще не купившим роман «Русскоговорящий» и не читавшим твои тексты, публиковавшихся в половине федеральных «толстяков». Где родился, как учился, на ком женился, кто отец, кто мама, кто дети?
        Денис Гуцко: Родился и вырос в Тбилиси (кажется, пока не нужно пояснять, что это - Грузия?). В советские годы в автобиографиях гордо писал: «в семье интеллигентов». И мама, и папа были тогда инженерами-электронщиками. Потом мама осталась без работы (Тбилисский институт счетной аппаратуры закрыли за ненадобностью выпускаемого продукта). Папа остался без работы ввиду начавшейся в Абхазии войны - он жил в Сухуми. Родители были разведены. Женат на госслужащей (работнице Центрального банка РФ) - решил, согласно веянием времени, усилить госучастие в среде интеллигенции и тем спастись от люмпенизации. Сыну семь лет - он пока не решил, кем быть. Надеюсь, станет госслужащим или бизнесменом - если к его времени эти два понятия не сольются окончательно.
        З.П.: Известно, что ты еще и журналист. Журналистика мешает работе или помогает?
        Д.Г.: Очень помогает, ставит мозги на место. Помогает разобраться в том, как устроен мир не в абстрактных моделях, а на конкретной улице.
        З.П.: Что ждешь от нового политического года?
        Д.Г.: Нового витка оболванивания меня и всех окружающих проектами типа «фигуристы-партейцы» или «боксеры-идеологи».
        З.П.: Что ждешь от литературы в Новом году? И от кого именно?
        Д.Г.: От себя жду нового романа. (Садись и пиши, негодяй! Скоро интервью перестанут брать!) С удовольствием бы почитал Шишкина: интересно, сможет ли он, удерживая тот же стиль, сказать что-нибудь новое? Прилепина почитал бы: сможет ли он написать что-то без идеологии совсем, без баррикад, задумчивое, рефлексивное. Почитал бы Татьяну Толстую: за школой злословья как-то исчез любимый мною автор.
        З.П.: Кого из живых классиков уважаешь? С кем знаком? С кем хотел бы пообщаться из классиков?
        Д.Г.: Уважаю Маканина, с которым знаком - за исключительную несуетность, самодостаточность и цельность. Бородина - общаясь с ним, понимаешь, что герои не бывают снобами. Юзефовича - за то, что большой мастер, но открыт и щедр в общении. Вообще из писателей пообщался бы с тем же Шишкиным (близок по взглядам), с Лимоновым (совсем по взглядам далёк), со всеми яркими людьми, не только литераторами, стоит общаться, когда выпадает случай.
        З.П.: Твои книги должны что - радовать, огорчать, заставлять думать?
        Д.Г.: Мои книги - они должны возбуждать душу. Возбуждать в ней желание радоваться, огорчаться, думать, - жить, в общем. Словом, как порно для стареющего ловеласа: всё было, ничто не трогает… и тут - нате-ка. Но это - как должно быть. На одной из встреч с читателями в Ростове меня спросили: почему Ваш роман такой скучный? Спрашивал молодой студент. Его я не возбудил.
        З.П.: Что первично в творчестве? Донести мысль? Сделать сюжет? Или просто дурака валяешь?
        Д.Г.: Первична, думаю, невозможность не писать. Для меня писательство - способ проживания жизни. Я - писатель из графоманов. Хотя пишу мало - не успеваю.
        З.П.: Вообще литература - это всерьёз? Смертельно?
        Д.Г.: Ещё как! Так же смертельно, как жизнь - если живёшь и пишешь всерьез. Если развлекаешь и зарабатываешь - ничего, не очень смертельно. Только скучно. Ведь все, что несмертельно - скучно.
        З.П.: Какой бы свой текст хотел экранизировать?
        Д.Г.: Все! Любой! А что для этого нужно? Я очень киношный человек. Любимые фильмы - «Полёт над гнездом кукушки», «Небо над Берлином» (впрочем, ладно - их много).
        З.П.: Ты один из самых известных молодых писателей. Конкурентами кого-то воспринимаешь?
        Д.Г.: Ну нет, конкурируют сегодня писатели вполне определенного формата - творцы идеологий (не буду называть: всё рано кого-нибудь упущу, обижу). И то - конкурируют они за умы той части читателей, которые склонны впадать в идеологию. Я - убежденный сторонник жизни вне партий и манифестов, без идеологии в голове.
        З.П.: Какие газеты, журналы сайты читаешь и почитаешь? И с каким чувством?
        Д.Г.: Читаю хаотично. Иногда - «Эксперт». Иногда - сайт «Инопресса». «Огонек» (для него же пишу).
        З.П.: А с каким чувством смотришь ОРТ и РТР?
        Д.Г.: Смотрю - с чувством глубочайшего сожаления, недоумения и отчаяния - новости. Когда диктор, сообщив новость, рассказывает мне, как я должен правильно ее понять - я бешусь, даже если в данном конкретном случае я согласен с «правильной» трактовкой. Все остальное, включая Петросяна, вальсирующих с канала на канал звезд, обаяшек-ментов (где таких подсмотрели?), сериалов в стиле «Безруков - наше всё», - там смотреть невозможно. Уже даже не раздражает - просто не проходит через сетчатку глаза.
        З.П.: Надо ли политикам слушать писателей и журналистов? Памятуя о том, сколько бреда они произнесли и написали в последние 20 лет?
        Д.Г.: А надо ли писателям говорить что-либо политикам? Не их аудитория. А вот журналистов слушать надо. Если бы слушали и не отстреливали - возможно, меньше было бы бреда в СМИ, а в стране - цинизма.
        З.П.: «Писателей надо пороть» по Розанову? Как писатель тебя спрашиваю. Надо нас пороть? Или забить на нас? Или любить нас при жизни и ставить большие памятники?
        Д.Г.: Пороть нас не надо. Может понравиться (нам). И что тогда делать власти? Где взять на всех розог - и постаментов для невинно пострадавших гениев? Мы же специально начнём провоцировать! Подкармливать - иногда надо. А любить… вот я бы, например, не всякому чиновнику позволил себя любить, я разборчивый.
        З.П.: Сейчас бы «Русскоговорящий» был бы таким же? Или что-то исправил бы?
        Д.Г.: Сейчас я уже не написал бы этой книги. Многое переросло внутри. Многое отболело. То была книга неудачника, решившего все изменить. Ну, все и изменилось - я стал лауреатом, вкусил широкой известности в почти широких кругах. Сейчас я как объект писательства неинтересен сам себе - а та книга - это ведь я на 99%.
        З.П.: О чем будет новый роман? И когда?
        Д.Г.: Он будет о невозможности в России оставаться честным и жить жизнью сытого обывателя. Увы. Я сам хотел бы, чтобы было наоборот. Я ведь обыватель по натуре - мне бы растить ребенка, обустраивать дом свой, всласть есть и пить. Но, кажется, это в моей стране неосуществимо. По крайней мере, до тех пор, пока страна - всего лишь территория, примыкающая к трубе. Когда напишу - не знаю. Еще не начинал.
        З.П.: В чем главная проблема современных молодых писателей? Писать некогда? Писать не о чем? Денег не платят?
        Д.Г.: Моя проблема точно в том, что некогда писать. Приходится работать, а часов в сутках - всегда 24. Редко - чуть больше, но потом чувствуешь себя опустошенным.
        З.П.: Кем бы ты был, если б не писателем?
        Д.Г.: Неудачником.
        З.П.: Будущая жизнь - только литература? Что-то иное представляешь в своей судьбе?
        Д.Г.: Литература, ребенок. Ничего другого не нужно, этого хватит вполне.
        З.П.: Мечта?
        Д.Г.: Сбросить килограммов десять. Написать хороший роман. И - однажды позвонит какой-нибудь большой-большой режиссер, скажет: «Хочу снять кино по твоей книге». А я ему: «Сколько серий?» А он мне: «Десять. И никакого Безрукова».


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service