Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Катя Капович  .  предыдущая публикация  
Крестик мига
Предисловие к книге Кати Капович «Веселый дисциплинарий»

09.06.2008
Веселый дисциплинарий
М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Досье: Катя Капович
        Прямая безоговорочная изобразительность

             (На исходе праздничной недели
            я иду по снегу из химчистки...)
             (Мёрзнет синий гидрант и с винта
            вниз сочится вода голубая...),

        при осязательной, но не избыточной звукописи, когда чистое и желанное прикосновение к замшевому растению происходит в чистом акустическом пространстве

             (Голос ветра знают камыши –
            старческий, сухой до кашля голос.
            На ладони их пошелуши:
            разлетится белым чёрный колос...),

        при психологически проникающей точности, – например, точности состояния больного в больничном сквере, – проникающей, потому что проще и верней, чем в третьей строке, не скажешь

             (А дальше в ручке кончились чернила,
            и я пошла, хрустя листвой опавшей.
            Мне было хорошо и плохо было...),

        с непременным наведением взгляда на резкость, когда видишь не только каждую снежинку, которая со второй буквы неизбежно нежится в своём летаянье, не только контрастную рябь вспорхнувших птиц, но и месяц и число этого события, всегда неповторимого и всегда подобного в своей скрупулёзности тому, что обозначено в одной главе одного романа как «на третье в ночь»

             (Двенадцатого марта выпал снег,
            скрипучие железные вороны,
            позавтракав, метнулись вверх,
            раскачивают кабель телефонный...),

        с такой простодушной и сильной эмоцией, с таким сочувствием к незначительному персонажу, бегло населяющему стихотворение, что ситуацию, которая могла разрешиться непозволительным сантиментом, тут же, словно бы из чувства благодарности за искренность, спасают мастерство и лингвистическая изобретательность

             (По выходным в глухом местечке
            соседний инвалидный дом
            автобусом вывозят к речке,
            заросшей пыльным камышом.
            И там они в своих колясках
            сидят в безлиственном лесу,
            как редкий ряд глухих согласных...),

        не скрывающие того, в сколь профессиональных условиях они нарабатываются, и тем самым уподобляясь актёру, одновременно играющему роль и иронично посматривающему на неё со стороны, как бы подмигивая зрителю: «ну, смотри, как я умею!»

             (Я читала студентам азы
            русской грамоты. Их было там
            трое в классе, и русский язык
            в сон склонял их по всем падежам...),

        с беспримерным обращением к некоему одушевлённому лицу и – в том же слове – обращением взгляда и памяти к прошлому (вещь так и называется: «Обращение»), с беспримерным, потому что достигающим (и вновь – лингвистически) изображения в убегающем направлении, как при перемотке киноленты к началу: «и трамвай опустеет людьми» – это просто превосходно! – и завершающим победу над временем, соединив настоящее с прошлым и глядя в трамвайное зеркальце заднего вида

             (То, в котором дорога бежит
            вспять и пьяный на грядке лежит –
            и он встанет с заснеженной грядки,
            но в обратном порядке...),

        с победой над временем, – мгновение прошло, и на нём можно поставить крестик, это правда, но это и залог его воскрешения

             (В пограничном небе всплыл крестик Мига,
            белый-белый в пропасти голубой...).


  следующая публикация  .  Катя Капович  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service