Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Евгений Чижов  .  предыдущая публикация  
Городской авантюрный роман

18.03.2009
Лев Данилкин
Афиша, 9.12.2008
Досье: Евгений Чижов
        Писатель Чижов сочинил в свое время «Темное прошлое человека будущего» — искрящуюся холодным бенгальским огнем фантасмагорию с «секретным метро», с замечательной сценой в «Останкино» в октябре 1993-го; это была неброская, вроде бы «никакая», но на самом деле тщательно отшлифованная, бесшовная артистическая проза; незабываемая. Даже задним числом, когда есть с чем сравнивать, «Темное прошлое» кажется лучшим романом про начало 90-х; пожалуй, если вспоминать, кто из литературных героев идеально персонифицирует Смуту, это будет Некрич: мошенник, паяц, мессия и черт из табакерки одновременно. Этот Некрич работал машинистом сцены в Большом театре, был даже больше чем актером — «деус экс махина».
        Новый роман Чижова (важное событие; это очень редко пишущий писатель) тоже «театральный», театр в нем — важный код; но штука в том, что время сменилось — и поменялся и сам тип театральности, и место спектакля в обществе.
        Если первая половина 90-х была тотальным театром, где все с энтузиазмом — поначалу — играли не свойственные им в жизни роли, то теперь «театральное» по-прежнему осталось, но всего лишь в виде островков; «театр» существует, но на периферии, о нем можно не знать и в нем не участвовать.
        Можно; но иногда наступает что-то вроде помрачения. Роман — про странное приключение в жизни ничем не примечательного существа, «человека без свойств». Андрей по прозвищу Струна — 35-летний мужчина, лишившийся каких-либо социальных характеристик: после того как от него ушли жена с сыном, не понимая, во что ему вкладывать силы, он устраивается на первую попавшуюся работу — продавцом в комиссионном магазине.
        Однажды в его жизни появляется «фам-фаталь» — подруга бандита Ольга. Завороженный ею, Струна готов почти на все; он соглашается сбывать краденое. Вечерами он посещает притон: бандиты очень колоритные, как театральные разбойники. Здесь есть и — «вторая линия» в романе — настоящий театр: гениальный, но никому не нужный режиссер ставит в подвале «Макбета» — пьесу, по театральному предрассудку вызывающую несчастья, ураганы, землетрясения; Ольга получает еще и роль леди Макбет.
        Струна, человек-без-свойств, вечный сбоку припека, оказывается едва ли не на сцене: буквально рядом с ним происходит предательство, убийство, поджог — страсти шекспировские; но «Макбет» на самом деле — вокруг которого тут вроде бы все вертится — фальшивый ключ к событиям в романе, не то что «Мышеловка» в «Гамлете». Стоит чуть-чуть отойти в сторону, и становится очевидно, что все насквозь фальшивое, что все соответствия — натянутые, что «фам-фаталь» — обычная сука, а разбойники — вульгарные болваны.
        Такие времена, что даже «Макбет» потерял магическую силу — и вместо ураганов и землетрясений способен вызвать разве что пожар в комиссионке; такие времена, что Шекспир оборачивается Чеховым. «А в этой самой Африке сейчас, наверно, жарища, страшное дело!» — цитирует кое-кто реплику Астрова на последней странице; театральность снимается — и всем от этого только лучше.
        Время действительно сменилось; пьесы вроде «Макбета», с настоящими страстями, не могут не выглядеть нелепо в обществе, которое так устроено, что ничего от тебя не требует — но и не предлагает никакой роли. Время сделало людей чужеродными телами, заброшенными, посторонними. Этот Персонаж без Роли, само его наличие, — очень точная характеристика времени. В 90-е героем-нашего-времени был Некрич — чересчур театральный, бог из машины; в нулевые — Струна, персонаж без роли.


  следующая публикация  .  Евгений Чижов  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service