Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
Игорь Шевелёв  .  предыдущая публикация  
Триста шестьдесят пять взглядов на возможность самого себя
О книге Игоря Шевелева «Год одиночества»

17.09.2008
Нева
2003, №12
Досье: Игорь Шевелёв
Игорь Шевелев. Год одиночества. Тверь: Издательство «Тверская областная типография», 2002, тираж 400 экз.


        Просто назвать книгой данное издание что-то мешает, хотя как раз это-то и есть самая настоящая, можно сказать, классическая традиционная книга. Толстая (27,5 печатных листов), в ледериновом переплете, добросовестно сброшюрованная, сшитая и даже — о забытая роскошь! — с матерчатой закладочкой. Все как когда-то. Тем не менее естественнее называть это по-новому — проектом. Как в шоу-бизнесе, простершем свои победоносные крылья гораздо дальше эстрадных подиумов, хоть мы и пытаемся старательно приучить себя думать, что это не так.
        Итак, почему проект? По разным причинам. И первая из них — тщательная продуманность всей конструкции, от текстовой структуры до материального воплощения.
        Начнем с текста. Он представляет собой ровно 365 (по числу дней в году, догадались? — название-то «Год одиночества»!) небольших — страница-полторы — главок. Главки нумерованы, в отличие от книжных страниц (теперь понятно, почему объем указан в печатных листах? В страницах это где-то около 500). Текст предварен эпиграфом, вынесенным на титул: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной» — Иосиф Бродский, а завершен кратким послесловием, из которого узнаешь, что «нынешнее издание „Года одиночества» — презентационное. Оно вышло тиражом 365 нумерованных экземпляров, каждый из которых является специальным знаком дарения соответствующей номеру главы романа. Также есть еще 40 ненумерованных экземпляров, соответствующих сорока „посмертным» дням». Красиво? То-то.
        Кстати, у рецензента в руках оказался № 216, видимо, не попусту соответствующий рассказу о тверской крепостной крестьянке при барине-еврее, купившем все хозяйство на корню. Но сия историческая эскапада, как кажется, исключение в этом собрании фрагментов человеческого бытия, по преимуществу современного и столичного, которое сам автор все в том же послесловии называет «роман-календарь» и где главки впрямую друг с другом не связаны. «Разве что в более широком горизонте жизни личности, где все связано со всем. Зато каждая из главок может быть началом нового отдельного текста, уходящего в глубь сюжета», при этом «соотношение „мужских» и „женских» глав, возможно, связано с соотношением анимы и анимуса в персоне автора…» Вот так.
        Собственно, после такого заявления ожидаешь обнаружить если не энциклопедию русской жизни, то, по крайней мере, ее достаточно широкую панораму. Возможности-то какие! 365 судеб, 365 характеров, 365 случаев, 365 соприкосновений с миром и со временем и т. д., и т. п. Читаем. Но никакой столь популярной нынче с легкой руки Довлатова прозы — сюиты — баек не обнаруживаем. Написано весьма мастеровитой и уверенной рукой. Еще бы! Одно перечисление в послесловии изданий, с которыми регулярно сотрудничает автор, говорит о заведомой ситуации жесткого тренинга, сравнимого разве что с легендарным многописанием Дмитрия Быкова, московского многостаночника, успевающего и в журналистике, и в прозе, и в поэзии. Уж рука-то при такой жизни набивается — дальше некуда. Но, как мы знаем, наши недостатки суть продолжение наших достоинств. Привычка к непрерывной интенсивной рефлексии на письме зачастую вырабатывает некий особый стиль, уместный в романе-исповеди и мало совместимый с многоголосием данного проекта — романа-календаря. А его, то есть стиля, особость, как нетрудно догадаться, заключена в сугубой личностности произносимого, что особенно ценится в публицистике и журналистике (за вычетом, разумеется, информационных сообщений), но малоэффективна в сюжетной прозе, где, кроме «размышлизмов», требуется еще кое-что: персонажи должны быть живыми и разными, например. И думать каждый должен по-своему, и говорить, и двигаться, и любить, и ощущать мир… Если, конечно, ставишь перед собой такую задачу.
        »Год одиночества» Игоря Шевелева написан как будто бы о разных людях. Но только как будто бы. На самом деле миру явлены две стороны — мужская и женская — души автора и ее путь в этом мире. Ее бесстрашные, сладостные и горькие соприкосновения с жизнью, смертью, любовью, Богом, судьбой, временем и, в конце концов, словом. Интересно ли это читать? Безусловно. Умный, образованный, тонко чувствующий и превосходно умеющий формулировать московский интеллигент, живущий в своем достаточно замкнутом и достаточно элитарном пространстве. (Конечно, не обойдется без упреков в космических масштабах Садового кольца.) Имена все те же. И проблемы все те же. И вопросы все те же. Может быть, так и было задумано? Этакая обманка для читателя: рассчитывали на симфонический оркестр, а получили соло скрипки. Так ведь скрипки же, а не металлом по стеклу!
        Наверняка так и было задумано: душа, имеющая возможность уходить в другие сюжеты, в другие судьбы, примерять ситуации, пробовать и возвращаться. И бесконечно искать себя в пространстве смыслов. А энциклопедии и панорамы мы найдем и в других местах. Верно?


Игорь Шевелёв  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service