Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Персоналии

Михаил Айзенберг
поэт, эссеист

Инна Булкина, Новое литературное обозрение, 2017, № 4
Игорь Гулин, Коммерсант.ru
Лев Оборин, Colta.ru
Алексей Конаков, Лиterraтура, № 107
Евгения Вежлян, Новый Мир, 2012, № 12
Зиновий Зиник, Знамя, 2008, №5
Его стиховая работа — это труд золотоискателя: бесконечное просеивание крупинок золота в корытце с песком, в рассеянной массе безразличия, просиживание у этого полуразбитого корыта в ожидании золотой рыбки. Он как будто простукивает, проверяет на слух словесные клише и затертые обороты речи, чтобы услышать свой собственный голос — как бы эхом отразившийся от чьей-то еще чуждости, массовости, языковой омертвелости, самой смерти. / далее
Александр Уланов, Русский журнал
Хоть «номер 20033». Положение заключенного, от которого не зависит ничего, которому остается только принимать. Не случайно в следующем стихе прямая отсылка к каторге: «В памяти такое воровство,/ хоть ссылай ее в каменоломню». Конечно, от тюрьмы да от сумы... И если, как говорил один датский принц, Дания - тюрьма, то Россия - тем более... Но всегда ли? вся ли? / далее
Леонид Костюков, Знамя, 2006, №5
Очертим задачи этой рецензии. Михаил Айзенберг — один из серьезнейших действующих русских поэтов и один из серьезнейших… критиков? Пожалуй, нет. Здесь, за неимением точного выражения и невозможностью использовать неточное, обойдемся оборотом на грани тавтологии: людей, говорящих о стихах и поэзии. (Обе репутации заработаны еще до этой книги.) / далее
Критическая масса, 2005, №3-4
«КМ» предлагает вниманию читателей совместный проект с еженедельником «Окна» (приложение к газете «Вести», Тель-Авив) — «Взгляд свободного художника». Книга статей Михаила Айзенберга («Взгляд на свободного художника», 1997), к которой отсылает название проекта, описывала эстетическую реальность 1970 — начала 1990-х годов, ее главных действующих лиц, их стратегии и поэтики. Сегодня, подводя итоги 2005 литературного года, «Окна» и «КМ» предлагают обратный ракурс: сами поэты говорят о «литературном сегодня», своих и чужих стихах и новой акустике. Вопросы им задавали Александр Гольдштейн и Михаил Юдсон («Окна»). / далее
Дмитрий Бак, Октябрь, 2009, №3
Михаил Айзенберг долгие годы не только пишет стихи, но и публикует эссе о поэзии. Благодаря нескольким сборникам айзенберговской критики-эссеистики была воссоздана полная картина развития русской поэзии прошлого века. Именно воссоздана, поскольку на протяжении значительного времени неподцензурные поэты существовали как бы отдельно от тех, кто мог увидеть свои стихи в открытой печати еще в советское время. / далее
Данила Давыдов, Новый Мир, 2008, №12
Поэтика Михаила Айзенберга действительно целостная как в стихотворной части, так и в рефлективной (но и стихи ведь его рефлексивны!), — безусловно признанное поэтическим сообществом явление, оказывающее влияние на многих молодых поэтов, — впрочем, предполагающее не прямое наследование, но ориентацию на силовые линии, заданные поэтом. / далее
Леонид Костюков, Полит.ру
Пристальное чтение стихотворений Михаила Айзенберга производит мощное центростремительное впечатление. Читателя как будто всасывает в какую-то естественного происхождения воронку – прижимает к середине, если перейти на язык одного из стихотворений книги. Осознать этот эффект можно примерно так: если поэзию с долей условности разделить на авторское высказывание в стихах и собственно поэзию, то Айзенберг – собственно поэзия. / далее
Илья Кукулин, Знамя, 1998, №2
В книге «Взгляд на свободного художника» критические статьи Айзенберга впервые собраны вместе. Собранные вместе, они создают новое качество. / далее
Данила Давыдов, Книжное обозрение, 2008, №18-19
Стихотворения Айзенберга кажутся приглушенными, нерельефными, пастельными или акварельными, ускользающими от четкой интерпретации, мерцающими — как мир в трактате Введенского о времени. При этом нельзя сказать, что «прямой», «нулевой» уровень, наивно понимаемый «смысл» текста неуловим — нет, он вполне проявлен, Айзенберга сложно назвать герметичным автором. / далее
Владислав Поляковский, Textonly, №25
Литературе, то есть, на самом деле, литературному пространству, совокупности людей и институций, представляющих литературу в движении, зачастую бывают необходимы те или иные фигуры, или, если говорить серьезно, архетипы своей внутренней, сугубо литературной иерархии. / далее
Татьяна Нешумова, Новое литературное обозрение, 2008, №90
«Главное свойство человека — неуверенность, которая формируется по разным причинам, в том числе из-за сложности совмещения социального и метафизического, или, точнее, изза большей протяженности культуры по сравнению с физическою жизнью. В результате субъект сталкивается с требованием строить свое социальное поведение так, будто смерти нет или она для него естественна. / далее
Критическая Масса, 2004, №1
Последние годы ознаменованы появлением книг, посвященных недавней истории российской литературы, и в частности — ее подпольной, или андеграундной, части. Прежде всего, это монография Станислава Савицкого «Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы» (М.: Новое литературное обозрение, 2002) и «литературная энциклопедия» «Самиздат Ленинграда. 1950-е — 1980-е» (составители Вячеслав Долинин, Борис Иванов, Борис Останин, Дмитрий Северюхин. М.: Новое литературное обозрение, 2003). Свою оценку начатому этими книгами историко-литературному описанию неофициальной советской культуры дали в состоявшемся в редакции «КМ» разговоре Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн и Михаил Шейнкер. / далее
Владимир Губайловский, Новый мир, 2008, №4
Муза Айзенберга — неброская. К ней нужно привыкнуть, прислушаться, присмотреться, даже притерпеться. Мне понадобилось довольно долгое время, чтобы слух настроился на нужную звуковую и смысловую волну. / далее
Григорий Дашевский, Коммерсантъ Weekend, 2008, №5 (51)
К концу 1990-х годов в стихах Айзенберга ожидание сменилось отказом, вместо финальной паузы все чаще произносилось твердое нет — и вдруг в книге «В метре от нас» (2004) в его поэзии началась перемена, теперь в «Рассеянной массе» выяснившаяся окончательно. Голос целиком высвободился из-под власти чуждого мира и легко парит на некоторой дистанции и от мира, и от самого говорящего — «человек», «жилец» и другие безличные обороты почти окончательно вытеснили «я». / далее
Леонид Костюков, Дружба народов, 2001, №2
Этот текст представляет собой четыре самостоятельные рецензии на четыре поэтических сборника авторов, вошедших в шорт-лист премии Андрея Белого 1999 года, изданных в издательстве «НЛО» в самом конце 2000 года: «Вид на жительство» Александры Петровой, «Тьма дневная» Сергея Стратановского, «С особым цинизмом» Елены Фанайловой и «Другие и прежние вещи» Михаила Айзенберга. / далее
Архив публикаций
 

Все персоналии

Дмитрий Булатов поэт
Калининград
Поэт, теоретик искусства и литературы. Родился в 1968 г. Организатор выставочных и издательских проектов в области экспериментальной поэзии и современного искусства. Автор множества статей по актуальному искусству, составитель нескольких антологий. Лауреат профессиональной премии «Признание» в области литературы (1998), дипломант Малой Букеровской премии (2000). Лауреат Международной отметины имени Давида Бурлюка. Куратор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства.
...


Константин Победин прозаик
Москва
Прозаик. Родился в 1956 г. в Харькове, окончил Харьковский художественно-промышленный институт. С 1980 г. в Москве, работает в области полиграфического дизайна (главный художник журнала "Золотой век", арт-директор журнала "Табурет" и др.). Лауреат Фестиваля малой прозы им.Тургенева.
...

Все институции

Издательский Дом Олега Синицына издательство
Челябинск
Издательство. Основной профиль: современная литература уральского региона. Издательский дом выпускает книжную серию "Неопознанная Земля", в которой вышли книги Александра Петрушкина, Яниса Грантса и др.
...


Представляем проект

Вопросы литературы
Журнал критики и литературоведения


Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2024 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service