Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Персоналии

Михаил Айзенберг
поэт, эссеист

Инна Булкина, Новое литературное обозрение, 2017, № 4
Игорь Гулин, Коммерсант.ru
Лев Оборин, Colta.ru
Алексей Конаков, Лиterraтура, № 107
Евгения Вежлян, Новый Мир, 2012, № 12
Зиновий Зиник, Знамя, 2008, №5
Его стиховая работа — это труд золотоискателя: бесконечное просеивание крупинок золота в корытце с песком, в рассеянной массе безразличия, просиживание у этого полуразбитого корыта в ожидании золотой рыбки. Он как будто простукивает, проверяет на слух словесные клише и затертые обороты речи, чтобы услышать свой собственный голос — как бы эхом отразившийся от чьей-то еще чуждости, массовости, языковой омертвелости, самой смерти. / далее
Александр Уланов, Русский журнал
Хоть «номер 20033». Положение заключенного, от которого не зависит ничего, которому остается только принимать. Не случайно в следующем стихе прямая отсылка к каторге: «В памяти такое воровство,/ хоть ссылай ее в каменоломню». Конечно, от тюрьмы да от сумы... И если, как говорил один датский принц, Дания - тюрьма, то Россия - тем более... Но всегда ли? вся ли? / далее
Леонид Костюков, Знамя, 2006, №5
Очертим задачи этой рецензии. Михаил Айзенберг — один из серьезнейших действующих русских поэтов и один из серьезнейших… критиков? Пожалуй, нет. Здесь, за неимением точного выражения и невозможностью использовать неточное, обойдемся оборотом на грани тавтологии: людей, говорящих о стихах и поэзии. (Обе репутации заработаны еще до этой книги.) / далее
Критическая масса, 2005, №3-4
«КМ» предлагает вниманию читателей совместный проект с еженедельником «Окна» (приложение к газете «Вести», Тель-Авив) — «Взгляд свободного художника». Книга статей Михаила Айзенберга («Взгляд на свободного художника», 1997), к которой отсылает название проекта, описывала эстетическую реальность 1970 — начала 1990-х годов, ее главных действующих лиц, их стратегии и поэтики. Сегодня, подводя итоги 2005 литературного года, «Окна» и «КМ» предлагают обратный ракурс: сами поэты говорят о «литературном сегодня», своих и чужих стихах и новой акустике. Вопросы им задавали Александр Гольдштейн и Михаил Юдсон («Окна»). / далее
Дмитрий Бак, Октябрь, 2009, №3
Михаил Айзенберг долгие годы не только пишет стихи, но и публикует эссе о поэзии. Благодаря нескольким сборникам айзенберговской критики-эссеистики была воссоздана полная картина развития русской поэзии прошлого века. Именно воссоздана, поскольку на протяжении значительного времени неподцензурные поэты существовали как бы отдельно от тех, кто мог увидеть свои стихи в открытой печати еще в советское время. / далее
Данила Давыдов, Новый Мир, 2008, №12
Поэтика Михаила Айзенберга действительно целостная как в стихотворной части, так и в рефлективной (но и стихи ведь его рефлексивны!), — безусловно признанное поэтическим сообществом явление, оказывающее влияние на многих молодых поэтов, — впрочем, предполагающее не прямое наследование, но ориентацию на силовые линии, заданные поэтом. / далее
Леонид Костюков, Полит.ру
Пристальное чтение стихотворений Михаила Айзенберга производит мощное центростремительное впечатление. Читателя как будто всасывает в какую-то естественного происхождения воронку – прижимает к середине, если перейти на язык одного из стихотворений книги. Осознать этот эффект можно примерно так: если поэзию с долей условности разделить на авторское высказывание в стихах и собственно поэзию, то Айзенберг – собственно поэзия. / далее
Илья Кукулин, Знамя, 1998, №2
В книге «Взгляд на свободного художника» критические статьи Айзенберга впервые собраны вместе. Собранные вместе, они создают новое качество. / далее
Данила Давыдов, Книжное обозрение, 2008, №18-19
Стихотворения Айзенберга кажутся приглушенными, нерельефными, пастельными или акварельными, ускользающими от четкой интерпретации, мерцающими — как мир в трактате Введенского о времени. При этом нельзя сказать, что «прямой», «нулевой» уровень, наивно понимаемый «смысл» текста неуловим — нет, он вполне проявлен, Айзенберга сложно назвать герметичным автором. / далее
Владислав Поляковский, Textonly, №25
Литературе, то есть, на самом деле, литературному пространству, совокупности людей и институций, представляющих литературу в движении, зачастую бывают необходимы те или иные фигуры, или, если говорить серьезно, архетипы своей внутренней, сугубо литературной иерархии. / далее
Татьяна Нешумова, Новое литературное обозрение, 2008, №90
«Главное свойство человека — неуверенность, которая формируется по разным причинам, в том числе из-за сложности совмещения социального и метафизического, или, точнее, изза большей протяженности культуры по сравнению с физическою жизнью. В результате субъект сталкивается с требованием строить свое социальное поведение так, будто смерти нет или она для него естественна. / далее
Критическая Масса, 2004, №1
Последние годы ознаменованы появлением книг, посвященных недавней истории российской литературы, и в частности — ее подпольной, или андеграундной, части. Прежде всего, это монография Станислава Савицкого «Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы» (М.: Новое литературное обозрение, 2002) и «литературная энциклопедия» «Самиздат Ленинграда. 1950-е — 1980-е» (составители Вячеслав Долинин, Борис Иванов, Борис Останин, Дмитрий Северюхин. М.: Новое литературное обозрение, 2003). Свою оценку начатому этими книгами историко-литературному описанию неофициальной советской культуры дали в состоявшемся в редакции «КМ» разговоре Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн и Михаил Шейнкер. / далее
Владимир Губайловский, Новый мир, 2008, №4
Муза Айзенберга — неброская. К ней нужно привыкнуть, прислушаться, присмотреться, даже притерпеться. Мне понадобилось довольно долгое время, чтобы слух настроился на нужную звуковую и смысловую волну. / далее
Григорий Дашевский, Коммерсантъ Weekend, 2008, №5 (51)
К концу 1990-х годов в стихах Айзенберга ожидание сменилось отказом, вместо финальной паузы все чаще произносилось твердое нет — и вдруг в книге «В метре от нас» (2004) в его поэзии началась перемена, теперь в «Рассеянной массе» выяснившаяся окончательно. Голос целиком высвободился из-под власти чуждого мира и легко парит на некоторой дистанции и от мира, и от самого говорящего — «человек», «жилец» и другие безличные обороты почти окончательно вытеснили «я». / далее
Леонид Костюков, Дружба народов, 2001, №2
Этот текст представляет собой четыре самостоятельные рецензии на четыре поэтических сборника авторов, вошедших в шорт-лист премии Андрея Белого 1999 года, изданных в издательстве «НЛО» в самом конце 2000 года: «Вид на жительство» Александры Петровой, «Тьма дневная» Сергея Стратановского, «С особым цинизмом» Елены Фанайловой и «Другие и прежние вещи» Михаила Айзенберга. / далее
Архив публикаций
 

Все персоналии

Олег Проскурин филолог
Москва
Филолог. Родился в 1957 г. в Курске. Окончил филологический факультет МГУ, кандидат филологических наук. В 1985—1997 гг. преподавал русскую литературу в Московском педагогическом государственном университете, в 1990-2000-е гг. работал в Корнеллском, Гарвардском и других американских университетах. В 2002 г. возглавлял отдел "Круг чтения" в Русском журнале. Автор двух книг и ряда статей о творчестве Пушкина, литературе и литературном быте пушкинской эпохи.
...


Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) писатель-фантаст
Харьков
Псевдоним творческого тандема Дмитрия Громова (род. в 1963 г. в Симферополе) и Олега Ладыженского (род. в 1963 г. в Харькове). Лауреаты многочисленных жанровых премий. Занимались также литературными переводами зарубежной фантастики. Ведут информационную рассылку «Олдньюс», посвященную новостям отечественной фантастики.
...

Все институции

Капитан Лебядкинъ клуб
Екатеринбург
Литературный клуб при журнале «Урал».
...


Представляем проект

Контекст
Журнал


Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service