О книге Марии Галиной «Берег ночью»

Лев Данилкин
Афиша, 30.05.2007
Досье: Мария Галина
        «Берег ночью»: некое архаичное сообщество людей обретается между морем и лесом и драматически вымирает от цунами, эпидемий безумия и внутренних разногласий. Где конкретно все это происходит, неясно — нарочно, потому что пространство символическое: берег, ночь, тьма, туманы, пограничье, перепончатые полулюди, звездный ужас, зло может прийти и с берега, и с воды, бежать некуда, свои кажутся чужими, и хочется, чтобы все они передохли поскорее, но к уничтожению персонажей промышленными темпами Галина подойдет лишь в четвертом тексте, который хоть и про Конан Дойля и Киплинга, больше похож на этюд, чем на настоящий рассказ. «Луна во второй четверти»: на Русский Север приезжает экспедиция охотников за пришельцами. Паранормальные явления сыплются как из ведра, свирепствует телекинез, барабашка и ликантропия, горе-ученые проваливаются в ад как по расписанию — к счастью, все разъясняется вполне рационально; славная работа, на которую даже не обязательно вешать идиотский ярлык «мистический детектив». «Дагор»: экспедиция англичан рвется в сердце Африки, чтобы найти затерянный город с сокровищами, — и, разумеется, тает на глазах; ситуация осложняется тем, что кое у кого здесь сидит в груди дагор — демон, что-то вроде специфически африканской версии Чужого.
        На самом деле во всех трех повестях — одна и та же ситуация: группа более-менее симпатичных людей вступает в контакт с «неведомым» — злом неизвестной модификации — и несет потери; даже у самых надежных и адекватных героев отсутствует иммунитет по отношению к злу. Зло похоже на зло из чьих-то еще романов, зло везде, зло многоаспектно («маленькие люди», «большие люди с белыми глазами», «покойники с болот», «обезьяны»), зло неисчерпаемо, зло поражает тело и мозг, зло распространяется как эпидемия — и на вакцины не реагирует: ближе к финалу в живых обычно мало кто остается.
        Самая живая повесть — вторая, про пришельцев; в ней по крайней мере находится место для иронии («Ты думаешь, она стирать идет? Это не таз с бельем у нее в руке, это радар. А белье так, для прикрытия»), тогда как в первой и третьей наличие зла регистрируется с колокольной торжественностью, хорошо хоть без восклицательных знаков. «Этот мир принадлежал не нам — создания, обитающие в нем, различали в голосах земли предвестья наступающей беды, чтобы, услышав их, уйти туда, где до них не дотянутся пальцы подступающего бедствия».
        В груди у Галиной, не обращайте внимания на цитату, сидит настоящий писательский демон, во что легко поверить, если вы читали «Гиви и Шендеровича» или «Хомячков в Эгладоре». Однако если вам попался в руки именно этот ее сборник, надо понимать, что она имеет склонность к «мистике» лавкрафтовского толка; это литература со специями, своего рода карри, то, что вам либо нравится, либо нет, и в любом случае лучше знать об этих закидонах заранее.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service