Фотография речи
Рецензия на книгу Анастасии Афанасьевой «Голоса говорят»

Наталия Черных
Полутона, 5 октября 2009 г.
Досье: Анастасия Афанасьева
Анастасия Афанасьева. Голоса говорят - М.: Европа, 2007. - 144 с.


        Вторая книга Анастасии Афанасьевой вышла в серии «Русская премия» и включает в себя не только тексты 2005-2006 г.г. и более-менее известные по публикациям в периодике, но и собрание текстов 2007, названное «После двух книг». «Голоса говорят» - наиболее полное собрание стихотворений Афанасьевой на сегодняшний день. В оформлении книги есть мягкая ирония, присущая находящимся в ней стихам. Поэт предстаёт в новом качестве: уже не как некое открытие, а как самостоятельная величина. Что находит подтверждение в последних стихах, открывающих композицию книги: «Песни вокруг восковой пирамидки» и «Белое там, белое тут». Стихи последних циклов обладают более выраженной графикой, и в них потому заметнее основные черты уже сложившейся поэтики Афанасьевой: внимание к детали, но идущее из мира абстракций.

            Это что за впадинка между ребер?
            Нужна ли она для того, чтобы
            Продольно вложить в нее палец кого-то родного,
            Или чтобы вложить в нее сантиметровую ленту,
            Или еще для чего?
            Больше того: как ее имя, впадинки?
            Впадинка – это прозванье, межреберная борозда–
            Анатомическое названье
, а имя-то как?
            А не знаешь, и я не знаю.
            Мы пребываем только в общих чертах.
            Как зовут этот запах, который только ты источаешь?
            Эту пролетевшую мысль?
            Этот грохот?
            Мы оба смотрим на восковую пирамидку, стоящую на столе
            И оба ничего не видим.

             «Песни вокруг восковой пирамидки».

        В целом поэтическое мировоззрение Афанасьевой можно назвать мозаичным: каждый мини-фрагмент (метафора или метонимический перенос) имеет довольно чёткие границы. Однако эти границы не замкнуты, а как бы смазаны на смысловых звеньях. Чему отвечает метрико-рифмическая пульсация тропа: это и свободный стих, и метрически организованный. Афанасьева - поэт, обладающий личной, узнаваемой пластикой слова.

            Кого ты хочешь узнать?
            у меня есть пять жизней,
            пять,
            пять,
            зачем мне столько;
            может быть, даже больше.

            А смерть-то на все одна.

             «FLASH-MOB»


        В поэтике Афанасьевой причудливо переплетаются и новое рококо (внимание к детали), и городская пастораль, и метафизика, возникающая на грани прикладного психологизма.

            А над грудиной, по коже, улиткой четвёртого августина
            ползет — изнутри освещённая — капелька пота

             «Августин»

        Фотография речи - вот подходящее название для стихов Афанасьевой. Речь в стихах Афанасьевой всегда обладает истоком и исходом, движется, повторяя очертания предмета (чаще всего это любовь и смерть). Так что сам предмет узнаётся по косвенным признакам, из которых и складывается поэтическое полотно. Стихи Афанасьевой можно было бы назвать потоком сознания, но этому противоречит сам принцип композиции стиха: подчёркнуты начало и конец фрагмента.

            Белая Джозефина на глазах у толпы остолбеневших зевак сидит на волнорезе,
            болтает тоненькой ножкой и поет французский шансон, с каждой нотой
            по пляжу раздается ветреное — ааах —
            или же это — просто шум прибрежной волны

             «CANDYGOD»

        Одно стихотворение Афанасьевой обладает подчас несколькими сюжетами. В поэтическом полотне «FLASH-MOB» - несколько сюжетов, существующих параллельно и пересекающихся друг с другом. Вспоминаются одновременно Хлебников и Лобачевский. Диапазон усвоенной поэзии просто огромный: от антиков и средневековья, через Верлена и Пессоа, через Бродского и новейшую поэзию (Львовский, Павлова). Однако все интеллектуалистские и постинтеллектуалистские настроения сметает реальное и глубокое чувство: в искусственном мироздании возникает трагическая дыра. Остаётся только речь и осознание единственности речи, которую поэт фиксирует со скурпулёзностью научного сотрудника.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service