О книге А. Чанцева «Бунт красоты»

Т. Соловьёва
У книжной полки
№2, 2009
Досье: Александр Чанцев
        Александр Чанцев — известный японист, литературный критик и прозаик, отметившийся в шорт-листе премии «Дебют» и ставший лауреатом международного Волошинского конкурса. Предпринятое им исследование творчества Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова первое в России. Автору удалось написать серьезную культурологическую работу, ориентированную, однако, не наузкий круг специалистов, но и на всех интересующихся литературным процессом.
        Удивительно, учитывая масштаб фигуры Мисимы, что в России вышла единственная его биография, написанная Дж. Натаном. А исследований творчества и вовсе не было.
        Еще более странно, что при немаленьких тиражах и постоянных переизданиях книг Эдуарда Лимонова полномасштабных работ о его творчестве не было тоже. Чанцев, рассматривая все выходившие в России (а в случае с Мисимой и некоторые не переводившиеся с японского) произведения двух писателей, сопоставляет их эстетические системы и обнаруживает множество общих категорий и тем: красота, революция, смерть, молодость, самоубийство и целый ряд других. Известно, что Лимонов восхищался Мисимой, еще живя в Америке, неоднократно называя его своим учителем. Сегодня Лимонов сам стал гуру для многих молодых прозаиков, в числе которых Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Александр Гаррос и Алексей Евдокимов.
        «В написанной в то же время книге тюремных мемуаров «В плену у мертвецов» Лимонов замечает, что уже »бронзовеет с ног». Жизнетворчество более чем характерно и для Мисимы, в случае же с Лимоновым можно заметить два отличия. Во-первых, Лимонов гораздо последовательнее Мисимы в выстраивании собственной биографии. Если Мисима мог под конец своей жизни разделить её на «четыре реки» — сочинительства, театра, тела и действия, — то Лимонов нигде о подобном разделении не пишет. Во-вторых, Лимонов более откровенен, чем Мисима: кроме того, что Мисима никогда сознательно не писал о том, что он создает свою биографию, можно вспомнить и дебютные автобиографические произведения обоих — «Исповедь маски» Мисимы с закамуфлированными элементами собственной биографии и с не упоминающимся собственным именем и предельно откровенный, даже можно сказать исповедальный, написанный от первого лица роман “Это я — Эдичка”».
        «Бунт красоты» появился очень вовремя: на пике популярности японской литературы в России и в период, когда фигура Лимонова то и дело мелькает в заголовках новостей. При этом книга Чанцева — не поверхностная коммерческая дань моде, а профессионально написанная работа, которую отличают серьезный отбор материала, подробный анализ, тщательное цитирование и ссылки на все использованные источники — уважение к читателю, которое, увы, редко встретишь в наши дни.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service