Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Ольга Славникова  .  предыдущая публикация  
«Букер»: оправдание
Интервью с Ольгой Славниковой

15.08.2007
Интервью:
Александр Гаррос
Эксперт, 11.12.2006
№46 (540), 2006
Досье: Ольга Славникова
        В минувшую среду объявили лауреата русской Букеровской премии-2006. Обладателем все еще самой престижной из отечественных литературных регалий (и прилагающихся к ней 20 тыс., долларов) стала Ольга Славникова с романом «2017». Сюрприза, прямо скажем, не вышло – но это тот случай, когда его никто и не хотел. Славникова изначально числилась в фаворитах шорт-листа, который делила с Петром Алешковским («Рыба»), Диной Рубиной («Солнечная сторона улицы»), Захаром Прилепиным («Санькя»), Денисом Соболевым («Иерусалим») и Аланом Черчесовым («Вилла Бель-Летра»); так оно и вышло. Результаты голосования жюри глядятся триумфом трогательного единомыслия: за «2017» проголосовали все – председатель Александр Кабаков (сам две недели назад ставший призером букеровского конкурента – «Большой книги», где Славникова тоже ходила в фаворитах, но в лауреаты не попала), поэт Тимур Кибиров, критик Дмитрий Бак, прозаик Роман Солнцев, и только телезвезда Светлана Сорокина поделила свой голос пополам – между Славниковой и Рубиной. Больше того, «Студенческий Букер», присуждаемый в один день с основным, но обычно демонстрирующий совсем другой результат, на сей раз тоже достался Славниковой. Чистая победа. Иппон.
        Неудивительно, право, что победительница обмолвилась насчет «самого счастливого дня в моей жизни». Но, сдается, не только Ольга Славникова должна быть признательна «Букеру», но и «Букер» Ольге Славниковой. Ее победа позволяет премии оправдаться не только за прошлогодний конфуз, когда возглавлявший жюри мэтр Василий Аксенов отказался объявлять победителя Дениса Гуцко (сам он лоббировал «Каблукова» Наймана), но и, хотя б отчасти, за все пятнадцать лет бытования; ведь все это время «Букер» обвиняли (и не вполне безосновательно) то в тусовочности, то в игнорировании всего свежего и актуального в словесности в пользу абстрактных «критериев высокой прозы», на поверку регулярно оборачивающихся тягомотной внутрилитературной мастурбацией. Поступаться принципами и на сей раз не пришлось: роман Славниковой на первый взгляд вполне вмещается в букеровское ложе – он стилистически изощрен, достаточно многословен и отрадно многослоен. Однако на тучных, зацикленных на себе литературных кадавров «2017» с его высокотехнологичным сплавом остросюжетной авантюры, футуристической фантастики, фантасмагорической антиутопии (с ниоткуда возникающей на столетие Октябрьской революцией новой смутой), любовной драмы, мистики и мифологии не походит ничуть: сюжет тут захватывает, авторские суждения провоцируют мысль, а красоты и длинноты оказываются необходимым инструментом работы над читателем.
        Отцеживать из премиальных раскладов эссенцию «актуальных тенденций» – любимая игра критики; и действительно кажется, что ориентация на синтез «высокого» и «низкого», увлекательного нарратива и интеллектуально-эстетической состоятельности – главный на сегодня российский литературный тренд. Кажется; окажется ли – вопрос другой. Об этом и не только «Эксперт» спросил саму Ольгу Славникову.


        – Ольга, не буду спрашивать про букеровские эмоции – и так, в общем, все понятно; про то, кому из своих конкурентов вы бы сами дали «Букер», тоже (вы ведь уже говорили, что колебались между Алешковским и Рубиной). Спрошу другое: а есть ли, на ваш взгляд, в современном литературном потоке имена и книги, остающиеся пока вне премиальной раздачи «высшего уровня», но этого однозначно достойные?
        – Всякая премия имеет свой формат. Если премии уже много лет (как вот «Букеру»), то и критерии становятся все более устойчивыми. Премия «взрослеет» и понимает, чего хочет. Это не означает косности: это означает, что выбрано направление движения – вместе с органичным для каждой премии типом литературы.
        Но не все премиальные ниши у нас заполнены. Ни Владимир Сорокин, ни Виктор Пелевин к «раздачам высшего уровня» допущены не были. Вне «раздач» остается любимый целым пластом читателей Дмитрий Липскеров. Думаю, что этими именами мы можем обозначить то литературное поле, которое не опознается существующими премиями. Есть еще и Алексей Иванов. Это другого поля писатель, но я пока не понимаю, что еще на этом поле растет.
        В самом общем виде – к перечисленным авторам не удается применить некую понятную сумму критериев. По одному или по двум (стиль, интеллектуальный мессидж) они как бы годятся для того же «Букера». А в комплексе – что-то не срабатывает.
        Я думаю, нужна еще одна серьезная премия, которую условно можно назвать «Новая литература». Для поощрения успешного (причем у читателей) литературного эксперимента.
        И еще: нужна статусная премия за фантастику. Внутренние премии фэндома и безденежные, и практически беспиарные. Между тем само сообщество писателей-фантастов различает у себя, что литература, а что нет. И не космическим операм премии дает.
        – Вы говорили, что антиутопический элемент в «2017» для вас не главный, но задачу «романа-предупреждения» – заговорить реальность, назвать какие-то страхи, чтобы они не осуществились, – вы перед собой ставили. Как вы думаете, не продиктован ли выбор жюри отчасти еще и тем, что эти страхи – общие, что многие предчувствуют возможность вызревания под корочкой стабильности некой новой смуты?
        – Я не думаю, что решение букеровского жюри как-то связано с их подкорковым страхом перед будущим. Коллективного камлания не было. Сработал другой механизм. Я, если угодно, «надыбала тему». Действительно, дата «2017» будет для нас такой же переломной и, если угодно, мистической, какой был для всего мира миллениум. Страшно? Да, страшно. Но у писателя страх переплавляется в художественное волнение. Что и отражается в романе. Что и ощутило, как мне кажется, жюри.
        Другое дело читательский интерес. Тут, и правда, предупреждение и предотвращение станут более вероятными. Если завязывается смута, а человек о ней уже читал, он думает: нет, такое уже где-то было, такого не надо. В этом смысле мой роман – прививка от смуты.
        – Как вы сами полагаете: то, что «Букер» достался вашему роману, значит ли, что путь синтеза элементов «высокой» и «жанрово-массовой» литературы и впрямь становится для нашей прозы самым актуальным и востребованным?
        – Я думаю, да. Наступает время синтеза. «Высокая» и «массовая» литература разбежались так далеко, что первая забыла о сюжете и человеческих страстях, а вторая забыла, что такое литература. Я думаю, что «высокая» литература в своей скучности и «массовая» в своей халтурности дошли до предела, за которым ничего нет. Я не уверена, что криминальный роман серийного производства подтянется по качеству. Но серьезному писателю пришла пора взять назад то, что было отдано жанровой литературе: острую интригу, сильные характеры. Это не опустит, а поднимет художественный уровень текста.


  следующая публикация  .  Ольга Славникова  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service