О рассказе Владимира Лорченкова «Дом с двумя куполами»
Из статьи «После бала»: молодые писатели между формой и содержанием

Дмитрий Бавильский
Русский журнал, 22 мая 2002 г.
Владимир Лорченков. «Дом с двумя куполами». Рассказ. «Новый мир», 2002, № 4.


        Первые ассоциации, вызываемые «Домом с двумя куполами», связаны с фильмами Э.Кустурицы и романами М.Павича: Лорченков живописует яркий южный мир, где реальное и запредельное, сны и небытие перепутаны, сплетены в разноцветный клубок.
        История цыгана Этейлы, построившего дом с жестяной крышей, потому что на серебряную не хватило денег, а потом и его деда, из могилы рассказывающего байки и притчи, выдержана в духе модного фантастического реализма. Однако «мистическое» здесь не самоцель, Лорченкову важно создать модель мифологического сознания.
        Вообще, это круто - опубликовать рассказ в главном журнале страны, когда тебе всего 23 года. Несмотря на то что рассказ кишиневского журналиста Владимира Лорченкова - и медитация, и стилизация, никакого особенного внутреннего сопротивления при чтении этого небольшого, но тем не менее масштабного текста, с глубоким эпическим дыханием, не возникает.
        Соразмерность всех его составляющих - вот что делает «Дом с двумя куполами» произведением цельным и зрелым. А главное - совершенно очевидно, что все эти стилистические прибамбасы (тягучий, поэтический ритм, медленно кружащие лейтмотивы, второстепенные, казалось бы, детали, неожиданно выходящие на первый план) служебны, они подчинены серьезному авторскому намерению - создать объемный и многомерный мир цыганского местечка.
        Для Лорченкова душа Эйтелы, в которой мертвые живут наравне с живыми, а возлюбленная просит лунного жемчуга и солнечной пыли, - не головная вымороченная конструкция, не дань экзотике и не рецидив ориентальной прозы, это - результат наблюдений за окружающей действительностью: Молдавия, южный колорит, все дела...
        Жалко, если бы такой интересный рассказ оказался случайностью. Но недавно Владимир Лорченков закончил и вывесил в сети свою новую повесть «Поместье сумасшедших», где достаточно продолжительное повествование ведется в двух временных пластах. Во-первых, в военном прошлом, где сумасшедшие спасаются от расстрела, выдавая себя за бродячую театральную труппу, и - во-вторых, в настоящем, где описываются будни ежедневной газеты и нынешние журналисты, в судьбах которых возникают звоночки из прошлого.
        Объемное «Поместье сумасшедших» менее совершенно, чем короткий рассказ, опубликованный «Новым миром»: большая форма дается Лорченкову с трудом, автор слишком крепко держится симметричности фабулы, отчего сюжет оказывается несколько выхолощенным. Однако радует стремление Владимира Лорченкова выйти из внутриутробного периода стилистических экспериментов на дорогу большей адекватности нынешней литературной ситуации.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service