|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Афанасий Мамедов . предыдущая публикация |
Аромат прозы и запах беды
А. Мамедов. Слон. — М.: Время, 2004.
|
У Мамедова и проза подстать восточной фамилии: ароматная, или, как принято сейчас говорить, «вкусная». Распознать источники этого вкуса и аромата и просто, и сложно. Во-первых, это родной писателю Баку, чьи плоть, дух и даже архитектуру впитала в себя каждая фраза. Во-вторых, это тоже Баку, но уже застигнутый врасплох перестройкой. Смятение человека и сомнение в человеке, в его способности оставаться человеком при любых обстоятельствах и запечатлено в романе «На круги Хазра». Герою этого произведения Афику (Мамедов наделил персонажа собственным именем, подчеркнув его автобиографичность) трудно осознать, что наслаждаться особым ароматом бакинской провинциальности может теперь только тот, кто принадлежит к титульной нации. Ибо столкновения азербайджанцев и армян конца 80-х навсегда вытравили атмосферу согласия культур, языков, ароматов, царившую до того в городе. И все же Афик не торопится в Москву, куда пытаются отправить его сердобольные родители и друзья. Ему еще надо разобраться в тайне гибели Майи, в своих отношениях с Джамилей, с отцом-анахронизмом (специалист по античности), с лукавым милиционером Гюль-Балой, словом, со всем Баку. И как уезжать, если его так и не пригласили ни на Новруз-Байрам, ни на православную Пасху, ни на еврейскую «рыбу-фиш»? «Все кончилось. Теперь жизнь моя потечет мимо нашего Города», – размышляет Афик, так остро чувствующий запахи своей родины. Во второй части книги Мамедов показывает себя мастером короткого рассказа. Объединенные в небольшие циклы, они являются микро-сагами о жизни одной бакинской улицы (цикл «Свадьбы»), бакинского двора (цикл «Хазарский ветер»), бакинских женщин (цикл «Люби и ошибайся»), о бакинско-московской любви (рассказ «Все равно шесть»). Что характерно – произведения Мамедова – и большие и малые – невозможно пересказать. Как нельзя пересказать аромат. Уловить и запечатлеть эту тонкую субстанцию может лишь фраза, часто размером в целый рассказ: «Кошка лежала на подоконнике, уменьшая мир и обессмысливая его до одной, лежащей на подоконнике кошки». Таков и Мамедов: «уменьшая мир» до фразы, он расширяет свою прозу до размеров эпоса. И запаха.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|