Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Блуждающий автобус
О книге Алексея Слаповского «Пересуд»

22.11.2008
Волга
2008, №3
Алексей Слаповский. Пересуд: Роман - М.: Эксмо, 2008


        Новый роман Слаповского, на первый взгляд представляющий для читателей вполне образец жанра, по-голливудски щедро приправлен экшеном и не особо замаскированными намеками на «героев нашего времени» . Сделано это так явно, что читателю ничего другого не остается, как с головой уйти в переживания пассажиров маршрута «Москва-Сарайск» , захваченных сбежавшими бандитами, проглотив вместе с наживкой неизбежные для такого рода схем карнавальную гротесковость характеров, ситуационность повествования и моралите.
        Но все-таки «Пересуд» больше хочет казаться триллером – вполне уважаемое, кстати, желание, - чем он есть на самом деле. Не так давно на вопрос интервьюера из журнала «Афиша» «Чего вам не хватает в русской (современной – А.А.) литературе» Слаповский немедленно ответил: людей и идей. Мне кажется, что именно в таком порядке эти два основных ингредиента и объясняют притягательность прозы А.С. Причем ясно, что рецепт далеко не новый, но удачно адаптирован автором для современников.
        Итак, междугородний автобус, конечный пункт маршрута которого – все тот же Сарайск, Йокнапатофа Слаповского, которого с Фолкнером в прозе роднит пожалуй что только разгул страстей и гражданский пафос южанина. Но в этот раз Сарайск так и останется недостижимой точкой в путешествии, автобус-ковчег туда не доплывет. И не только потому, что в сюжет вмешиваются уголовники, а в большей степени из-за того, что каждый «виновен, но невменяем» . Две строчки из стихотворения Тимура Кибирова, взятые в качестве эпиграфа, очень жестко задают не только обвинительный тон, но и правила, по которым следует читать роман. Не секрет, что читатель обычно ассоциирует героя произведения с автором с той или иной долей условности. Но здесь, во-первых, полноправных героев много – двадцать три, это если не считать милицию. Во-вторых, в результате оказываются виноватыми все, и среди них вряд ли можно отыскать альтер эго писателя, и видимо еще и поэтому автор отказывает своим героям в достижении цели путешествия. Ну нет им места на их пути, где их ждут хотя бы покой и воля. Наоборот, желание остановиться громко высказывается чуть ли не всеми персонажами постоянно.
        Вообще затеянный уголовниками пересуд, театрализованные диалоги «Ваня против Сталина», опять-таки маньяк и олигарх, под масками которых угадываются известные лица нашей новейшей истории – эти приемы сейчас очень даже на слуху. Если не слишком далеко ходить, свежая переделка фильма «Двенадцать разгневанных мужчин» , например, не находите совпадений? Мне же больше вспоминается роман другого американского классика – «Заблудившийся автобус» Джона Стейнбека, но взятый в зеркальном отражении. У Слаповского пассажиры «раскачивают» автобус, чуть ли не переворачивают его, у Стейнбека общими усилиями выводят на дорогу. И, конечно, в «Пересуде» никакого единения в финале не предвидится, короткими фразами дана только сухая статистика, словно списанная из милицейского протокола: столько-то умерло, столько-то ранено, остальные не пострадали.
        Получается все-таки, что именно в этом романе для автора идеи важнее людей, которые зачастую просто выступают их носителями. Поэтому мне интереснее было читать не описание действа – его в романе с избытком, но внутренние монологи персонажей, объясняющие их логику, прежде всего логику их появления в романе. Есть и причины их исчезновения, но тут уж читатель должен для себя решить сам, почему в живых оставлен тот или другой герой.
        В этом смысле «Пересуд» - вовсе никакой не триллер и не экшн, а самый настоящий роман. И, пусть это звучит немного странно после всех попыток жанровой прописки, роман этот – русский. Вот, к примеру, Артем, молодой напарник водителя Козырева, ведь именно он предлагает перевернуть автобус и пытается оказать сопротивление бандитам. И в тоже время он, несомненно наиболее деятельный и положительный персонаж, проспавший половину дороги, а значит и событий, на лежаке - вполне современный вариант Ильи Муромца. Жаль только, что терпящий поражение вариант.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service