Предисловие к рассказам Дм. Новикова

Андрей Волос
Дружба народов
№12, 2002
        Будучи пересказанным, сюжет рассказа петрозаводского прозаика Дмитрия Новикова «Муха в янтаре» предельно прост: пять матросов и лейтенант спускаются на берег, чтобы получить на складе несколько двухсотлитровых бочек с карбофосом и хлоркой. Потом выпивают и прогуливаются по берегу. Казалось бы, совсем не предмет высокой литературы... Но почему тогда этот незамысловатый текст оставляет ощущение такого простора?
        Дмитрий Новиков работает в манере, которая трудна для обсуждения. Не существует очевидных причин утверждать, что одно сочетание слов способно быть лучше другого; что оно может выступить ярким и убедительным доказательством того, что человеческая жизнь полна не только жесточайшего внутреннего трагизма, но и радости надежды как единственного нашего реального достояния. К сожалению ли, к счастью, этот вопрос не решается на логическом уровне и всегда остается в интуитивной области вкуса. Проза Новикова – это игра именно на языковом поле. Правила ее таковы, что при случае автор может чувствовать себя свободным от необходимости точно отображать действительность. Его аргументы, предъявляемые в споре со стихией обыденности, лежат в области недоказуемого.
        Следует при этом отметить, что реальность вполне узнаваема. Становление прозаика Новикова пришлось на эпоху перестройки, то есть время утраты обществом прежних и обретения (или необретения) новых жизненных ориентиров. К своим тридцати шести годам автор успел прожить довольно бурную, разнородную жизнь, честно проучаствовав во всех вывихах тех социальных процессов, что волновали страну. Нелепо говорить о том, какая жизнь полезней для прозаика, – жизнь как чередование событий несет одинаковый заряд новизны и изумления, который автор в меру таланта использует в своих целях. Законы творчества таковы, что не позволяют установить прямой зависимости между тем, как человек живет и как пишет. Иной автор, не выходя из кабинета, способен почему-то охватить широчайшие пласты жизни. Но все-таки в прозе Новикова с удовольствием узнаешь знакомые черты окружающего.
        Целью искусства, на наш взгляд, является поиск все новых доказательств того, что человек не одинок в этом мире, и только наличие убедительных находок такого рода отличает произведение искусства от потребительского явления массовой культуры. Проза Дмитрия Новикова в русле той замечательной школы литературного искусства, к которой принадлежат в первую очередь Иван Бунин и Юрий Казаков. В наши дни ее завоевания не то чтобы забыты... и не то чтобы до конца не оценены... но все-таки в какой-то мере остаются в тени. Так устроена жизнь – на первом плане всегда что-то броское, что-то сегодняшнее, сиюминутное, близкое.
        Далекие вершины закрыты горними облаками.
        И это справедливо.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service