Воздух. Новости журнала

Музыкально-поэтический вечер «От нуля до единицы»

22.03.2012

Музыкально-поэтический вечер «От нуля до единицы» прошёл 21 марта, во Всемирный день поэзии, в конференц-зале Московской консерватории. Не слишком частая в сегодняшнем российском культурном поле попытка диалога между двумя искусствами, каждое из которых собственными средствами отвечает на общий для всех вызов времени, в данном случае, по мнению организаторов, была предпринята наиболее корректным образом: на основе равноправия обеих сторон. Музыкальную часть программы подготовил композитор Кирилл Широков, поэтическая программа была представлена журналом поэзии «Воздух».

Каждое из двух отделений вечера состояло из трёх поэтических выступлений, трёх музыкальных композиций и заключительного совместного выступления поэта и музыкантов. При этом четырём произведениям современных русских композиторов соответствовали четыре выступления современных русских поэтов, а двум композициям современных зарубежных авторов — два выступления переводчиков со стихами современных зарубежных поэтов. Музыкальная часть программы была составлена из сочинений российских композиторов двух младших поколений — уже пользующихся мировой репутацией Дмитрия Курляндского и Владимира Раннева и только начинающих завоёвывать признание 22-летних Кирилла Широкова и Дениса Хорова; зарубежная музыка была представлена произведениями Антуана Бойгера (Нидерланды—Германия) и Элвина Лусье (США). Со своими стихами выступили Наталия Азарова, Андрей Сен-Сеньков, Кирилл Корчагин и Денис Ларионов, стихи Тумаса Транстрёмера (Швеция) и Рено Эго (Франция) прозвучали в переводах Алексея Прокопьева и Дмитрия Кузьмина. Выступления Александра Скидана и Дины Гатиной сопровождал музыкальной импровизацией с использованием скрипки, фортепиано и электронных средств Кирилл Широков (в первом случае к нему присоединился также Денис Хоров на гитаре). В пьесах Раннева и Лусье Широков выступил также как пианист, в концерте приняли участие Елизавета Кошкина (скрипка), Виталий Кондратенко (аккордеон), Василий Бычков (мелодика).

Помимо структурного соответствия в основу программы было положено и соответствие тематическое: и музыкальные, и поэтические произведения, вошедшие в программу, так или иначе отталкивались от проблемы исчезновения, обнуления высказывания, перехода от высказывания к молчанию и возможности либо невозможности возвращения от молчания к высказыванию. Однако подходы к этому тематическому полю, продемонстрированные поэзией и музыкой, заметно различались: музыкальные произведения тяготели к непосредственному выражению невозможности подступиться к высказыванию (в особенности в пьесах Курляндского «prePositions» и Хорова «Шаг») и удержать его (прежде всего, в обошедшем уже многие музыкальные фестивали сочинении Раннева «P est na. iss O ex glo æ», представляющем собой артистически руинированную музыку Палестрины), тогда как большинство звучавших стихов были прямо или косвенно заняты рефлексией по поводу этой ситуации, используя для этой рефлексии ничем не ограниченный словесно-образный инструментарий. Финальная 20-минутная коллаборация Гатиной и Широкова в этом отношении прозвучала как убедительное резюме разнонаправленных движений из общей проблемной точки: фрагментарная структура гатинской поэзии, акцентированная ускользающим, угасающим авторским интонированием, находилась в гармоническом резонансе с пуантилизмом широковского аккомпанемента (использовавшим наряду с обычным фортепиано ещё и игрушечное), однако за этим фасадом был совершенно явственен устойчивый лирический субъект с отчётливым месседжем.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service