Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Стихи
Поезд. Стихи
Поэты Самары
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2020, №40 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Проекты и манифесты
Не лучшие слова не в лучшем порядке
Стихи на выученном русском

        Перед вами поэтическая подборка студентов, которые слушали курс русского языка как иностранного и учились писать на нём стихи. Творческое письмо на неродном языке — всегда эксперимент и лотерея, испытание отваги. Я разработал этот курс с верой в поэзию, в студентов, во всевмещающий и всепрощающий язык. В язык, который можно выучить, а можно — создать, в поэзию, которая благосклонна к бесстрашию.
        Из года в год я начинаю учить русскому языку в состоянии растерянности и стыда. И каждый год студенты приходят мне на помощь, превосходя себя. Они начинают говорить — со мной, на нём, на них, имистихами.
        Обучение русскому — это обучение травме, неуверенности, опасению. Поэзия — это преодоление страха.
        Обучение языку поэзии [обучение языка поэзией] — это очеловечивание языка, который при поспешном преподавании всегда превращается в сухую систему принудительных ограничений и произвольных правил, в трагедию человека.
        Поэзия — помогает трагедию пережить.
        Подход, основанный на эмоциональном переживании изучаемого, приносит больше пользы и результатов. Я объясняю, как чувствовать на другом языке, ощущать другой язык, становиться его со-творцом и неустанными усилиями внушать ему доверие. Именно в такие моменты надлома речи, мгновения стресса и волнения — и происходит познание — других и себя.
        Самым трудным в начале семестра становится  р а з у б е д и т ь  студентов в том, что поэзия — это лучшие слова в лучшем порядке или высшая форма существования языка. Я учу их наиболее точно воссоздавать переживание любым удобным способом. Когда ужас перед невыполнимым исчезает, моя работа заканчивается. Я учу, как не бояться языка. Это практически единственное, в чём я опытен.
        Я любуюсь, читая их стихи, как расцветает красным-огненным язык неправильностей.
        И жду. Терпеливо. Увядание этого огня — величественное зрелище.

Кирстен Тарвес
Kirsten Tarves; 1993, Торонто, докторантка кафедры славянских языков и литератур

* * *

Рядом с кроватью —
рукой дотянуться
куча книг
усталыми спинами к потолку
врассыпную

Рильке
библии
Ти Эйч Уайт
Поуэлл-Хупер-Хоффман-Марвин
Уильям Пломер
Ричард Адамс
все полураздеты

по другую сторону —
не дотянуться —
куча камешков

и сухие
такие мёртвые
листья

врассыпную


Окно

в этой комнате нет окна —
только стены
весной, летом, зимой
белые стены

странный сезон
вечной зимы
нарисован сейчас

на них

хочется думать, что
немного краски
и любая пора

какую только ни захочешь
наступит немедленно

выбирай


Саманта Грин
Samantha Green; 1999, Торонто, студентка кафедр славистики и политологии

* * *

cтеклянный чайник
наполовину пустой
на стеклянном столе

cлишком холодный чай
невкусный —
забыла выпить
перед отъездом

цветок
на сломанном стебле
зелёными листьями
растёт вопреки, торжествует

отвернусь в сторону
и чая не захочу.

думаю

о чём?


Эмилия Митова
Emilia Mitova; 1998, Миссиссога, студентка кафедры физиологии и иммунологии

Два вида роз

Высушенная розовая
роза —
розовая внутри и снаружи

Упрямая, властная —
снаружи и внутри

высушенная
розовая роза,

снаружи —
розовая,

голубая внутри

и прямая
властная снаружи,

но внутри

ранимая, слабая.

какая ты роза?


Сидни Уолкер
Sydney Walker; 1995, Торонто, студентка кафедр славистики и английской литературы

Вещи в моей комнате

корзина с одеждой,
белая, скучная,
невзрачная
что-то чистое, что-то грязное.
как и моя жизнь.
неплохо бы разобраться с корзиной

и с жизнью.

не буду.

книжная полка — та же корзина.

люблю книги,
терпеть не могу приводить их в порядок,
кое-какие стоят боком,
некоторые — лежат.

разберусь только,
когда будет место.

жизнь — книжная полка.

разбираться
в ненужном?


* * *

Смотрю в открытое окно,
чувствую покой —
занятия кончились.

Почти кончились.

Пиши я этот экзамен в университете,
не была бы спокойна.

А так — я дома.
Расслабилась,
смотрю на людей —
играют в теннис,
наверно, лучше меня,

пока я сдаю этот экзамен
утром.


Бехрад Ватанхахгадим
Behrad Vatankhahghadim; 1992, Торонто, докторант кафедр аэрокосмических технологий и инженерии

Падающая птица

Не хочешь вырваться
из этой пыльной пустыни?
Вопрошает картина
усталого предплечья,
с татуировкой самолёта.

Мерцающие лампочки —
звёзды в голубом небе комнаты.
Синяя бумажная птица трепещет
на письменном столе.

Когда внезапно появляются громадные волны
из голубых стен комнаты,
никто не слышит усталый шёпот
тяжёлого тела, тонущего
на дно холодного и бесконечного океана:

Хочу, хочу, хочу.


Линн Лю
Lynn Liu; 1997, Торонто, студентка кафедр информатики и европеистики

* * *

выгляни в окно
жизнь бежит как кино

идёт дождь
ветер поёт

утром всё начнётся снова

взгляни на себя
куда ушло детство?

с этим ветром


Энтони Пехар
Antony Pehar; 1999, Миссиссога, студент кафедры французского языка

* * *

телевизор весь день
висит над столом
и ждёт
не зная
кто заглянет
в него
в этот шум голосов там
у него внутри

я тоже жду

и мой стол
ждёт
и стоит
у кровати

такой низкий и узкий
тесный
даже для чашки с простой водой —

лишний, как я


Джордан Ботинес
Jordan Botines; 1997, Торонто, студент кафедры математики

* * *

Древняя забытая монета
крошится на глазах —
она многое повидала

а выговорить
память
не может

рассказывает

пустой ошейник
мёртвой собаки
моей
брошенный
лежит

а она живёт внутри
него

помнит её шерсть
говорит мне:
она вечно будет

жить


Карина Мелендес
Karina Melendez; 1999, Торонто, студентка кафедры политологии и европеистики

* * *

Надежда
напоминает жёлтого медведя
в моей комнате.

Фотографии —
лишь воспоминания.

Смотри — эти чайные огни,
как они мерцают бесформенно.

Раз, два...

Это ли не тоска?

Кто наблюдал за тем, как они блёкли?
фотографии
огни

когда падали,
тускнея.


Даннинг Жанг
Danning Zhang; 1995, Торонто, студентка медицинского факультета

* * *

сквозь окно я вижу
мир удивления
день за днём
от весны до зимы

дети смеются, птицы поют
солнечный свет после дождя

жизни разных людей —
только сцены в моей


Райан Фунг
Ryan Fung; 1999, Торонто, студент кафедр экономики и международных отношений

* * *

Рано утром
день глубоко в зиме.

вижу красную птицу,
смотрит на небо она,
что-то ищет.

Какую-то пищу, не знаю, в общем.

И ждёт.

Становится всё холоднее
и холоднее.
Идёт снег.

Может быть, она хочет улететь
к солнцу,
далеко от этой грустной зимы.

Не знаю, и думаю,
она тоже не знает.

И терпеливо
ждёт.

Птица ждёт.


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service