Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Стихи
Поезд. Стихи
Поэты Самары
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2020, №40 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Проекты и манифесты
Предлагаемая модель новой реальности
Русские стихи нерусских поэтов

Четырёх авторов этой публикации объединяет два обстоятельства. С одной стороны, все они — признанные знатоки русской поэзии, отдавшие ей годы жизни. С другой — занимались они ею со стороны, как иностранной и иноязычной, переводя и изучая, но на определённом этапе не устояли в этой сторонней позиции и приложили к ней руку уже как творцы. Для кого-то из них это осталось скорее экстремальным опытом, для кого-то обернулось серьёзными и основательными (или основательными, но не слишком серьёзными) амбициями. Можно ли увидеть в этих довольно разнородных текстах некую общую черту, смежность подходов или инвариант результатов? Мы пока не знаем.


Валерий Купка

* * *

на нас постоянно ложатся следы
прямые кривые и косолапые
снег заметает следы как вода
вечно текущая и непонятная
след заметает следом
на след ложится след
и встаёт человек на ноги
весь в следах
весь сплошной след


* * *

очередной запас времени
исчерпан
белые медведи разбежались
бесследно
в море исчезли рыбы
часам не нужны стрелки
стрелкам не нужны стрелы
водоросли потянулись в небо
в поисках высшего смысла
всё перемешалось в беспамятстве
стало кишащей массой
муравьями без муравейника
молитвой без направления
сердцем без стука
счётной палатой без золота
жизнью без чужой боли
полем без тропинок в нём


Почти сентиментальное стихотворение

пусто в доме
на соломе
пёс лежит ничейный
на собаке в грязной шубе
ком застрял репейный
ком застрял собаке в горле
подкатился и застыл
а собаке страшно больно
а собаке страшно грустно
он бы выл да выл да выл
небо лезет сквозь окошко
просит поселиться
одиноко небу в небе
снится виселица
надоели небу птицы
надоели звёзды
надоело в синем море
собственное горе
небо просится к собаке
на солому в доме
где собака одиноко
плачет на соломе


* * *

безглазые шаги
испачканные дети
ресницы мам
внушают холода
иди иди
вращай свой круглый час
когда он остановится
часовня заикнётся


* * *

бросить можно что-нибудь
и во что-нибудь
бросить можно кого-нибудь
и куда-нибудь
бросить можно в кого-нибудь
и чем-нибудь
бросить можно
а можно и не бросить


* * *

в моём ручье копошатся рыбы
если бы не вода
они взлететь могли бы


* * *

мне больше не снится последнее слово
стою и не вижу конца


* * *

вереск
полнеба покрыл вереск
верещало всё
и даже звёзды
и даже тучи
и даже месяц
и даже дети
и даже даже
верещало тоже



Степан Фрязин

В поезде Вена–Рим

В купе сидит со взглядом тусклым
И в рваном свитере индюк.
Куда же едет, вор иль узник,
Один и без вещей на юг?
На улице снежок шершавый,
Его глаза не уловить.
В лице пустом и худощавом
Хандра, молчание и стыд.
Скорее псих он слабоумный,
Кто в город вечный в ночь спешит,
А вдруг скиталец он бесшумный,
И прорицатель, и пиит?
 

Бессмыслица

Бык и пчела — одни коренья,
Корова же и трутень — нет!
Гораций, о Русь, о деревня!
В рай проржавевший турникет...
И смысл не мысль, а чей-то смс!
Смерть жужжит и жнёт:
Торез, Тольятти, КПСС...
Тает лёд... всё течёт...


Бессонница

Стихи приходят по ночам,
Уходят до зари.
И в памяти лишь спам,
Деревья без коры.
Ведь жизнь лишь привидение,
Сон разума и чушь;
Как робот в опьянении,
Ищу я тёплый душ.
Как воздух людям стих не нужен,
Бессмысленный, как ты,
Время в плену у стужи-лужи:
А я засну и...
                      вновь... стихи...


* * *

                                Памяти А.С. Шишкова

Язык Шекспира в грязь и скрежет превратился,
Повсюду хрюкает бездушно рок-звезда.
Весь мир три слова повторяет... Мозг закрылся...
Народы превратил в жующие стада
Он без склонений, рода и спряжений:
Лишь флаг бездушной прибыльной поры.
От Рима до Москвы и от Афин до Вены
Звериный вопль «О'кей!» и жизнь что дьюти фри... 
Макдоналдс — храм богов, чизбургер — их просфора,
И кетчуп — кровь их звёздно-полосатой лжи!
Не речь, но кваканье лягушечьего хора:
Их хлеб пластмассовый, а не из кровной ржи...
Повсюду вороньё галдит словечком «вау»,
Безгласны шатуны катятся по стране,
Без слов без дружества раздумья погибают:
Лишь душит мавр жену в мертвящей тишине!


Признание

Вернулось ты, очарование...
Увы, вторичный я певец,
И в вечно вялом подражании
Несу лавровый я венец.
Не я творец-новатор храбрый,
Не гендерный поэт-герой.
Пишу стихи я в духе Бабрия,
Не постмодерн, а лишь изгой! 
И помню чудо удивления
И лёгкость мудрых старых слов,
И перси, полные томления,
И обо всём писать готов!


Массимо Маурицио

Массимо Маурицио

Утонувшие в себя

                             Как несли за флягой флягу
                             Пили огненную влагу.
                             Д'накачался
                             Я.
                             Д'наплясался  
                             Я.

                                              А. Белый. Веселье на Руси

I

Ток!
Так!
Тук!
В дверку стук.
Дверь как люк.

              А
              вдруг
              у-
              ют
              чу-
              ю.

От-
во-
рил.
Нету рыл!
Кто ж там был?

Ток!
Так!
Тук!
Снова стук.
Да уют.
Кто же тут?

Бам!
Бум!
Бам!
Кто же там?!?

Тук!
Ток!
Кот
со-
вес-
ти.
Тик!
Тик!
Кись.
Вдруг
эс-
киз:

из-
ну-
три
раз-два-три.
Тук!
Стук!
Тук!

Хто пришёл?
Разве я?
Тук! Тук! Что ль
в дверь себя?

Со-
вест-
но
сквозь окно
я влетел
в много тел,
в собствен-
но
(во! курьёз-
но:
вер-
теп!)
Мне б
понять...

Надо мять
ста-
ро-
е
бытие.

Раз-
го-
вор.
Как во двор
выхожу
и вхожу
во
се-
бя.
Во, балда!

Мно-
ги
там,
как и я,
барабан
да змия

Веселим
мы себя
порешим
теребя

                  все
                  про-
                  бле...
                  блей
                  про
                  всё

                  об-
                  ра-
                  зо-
                  вы-ва-ем
                  новый мир
                  мы ни с чем


II. ПИР МОЛОДЫХ БУНТАРЕЙ


пир            вот            пир-            пир-            пур-            лет            мо-
 и-               и               у-                у-              пур              ру-            ло-
дёт             пир            ем                эт              лет             пор           дых


                               с югом мы север
                               с цветами мы клевер
                               все наискосок
                               и запад, восток
                               перемешаем
                               все карты, одним лаем,
                               приветствуем лихо,
                               что кажется дико


III. БАЛЛАДА УТОНУВШИХ ВНУТРИ СЕБЯ

Все вместе, давайте, направо.
Скок!
Все вместе, давайте, налево.
Скок!
А может, получится, братцы, лукаво:
Дома́ повернём, человеков и древо
И мир в один поток
Наискосок.
Скок!
Может, что-нибудь изменим...
Словно ток
Ток!
Будто лёг
мно-
го-
ок
мир.
Во!
..........
..........
..........
Скок!
?
?
?


IV

                               Вы-
                               хо-
                               жу
                               из себя.
                               Сно-
                               ва
                               я
                               тут брожу
                               вкруг себя,
                               о-
                               ко-
                               ло.
                               О-
                               ко
                               ло-
                               вит свой вздох...
                               мо-
                               жет,
                               я
                               уже сдох...

V

Глаз                                                                      Не-
от-                                                                        ту
крыл                                                                     рыл

Я                                                                          На
вста-                                                                    кра-
ю                                                                         ю

Как                                                                      Лишь
мне                                                                      ма-
класс                                                                   трас

Бы-                                                                      Раз-
ло                                                                        вра-
там                                                                      тил

Ры-                                                                      Пре-
     ло                                                                   вра-
гамм                                                                    тил
                                                                                                                
                                         Все
                                         те
                                         ры-

                                         ла

               — знак, указывающий на паузу —

                                         Во
                                         что — 
                                         ты-

                                         и-я


VI

«Ты-и-я» антропоморфизируется
«ты-и-я» и все ковчеги
              рушатся
              рушатся
              рушатся

                    При-
                    вле-
                    ка-
                    тель-
                    но
                    но
                    но-
                    ю
                    ю-
                    ный
                    ны-
                    ря-
                    ю-
                    щий-
                    в ши
                    зо-
                    фре-
                    ническое
                    хроническое
                    состояние
                    состязание
                    с са-
                    мим
                    со-
                    бой.
                    В бой.

Кро-                                                   Да
вать                                                   сон.

                    В унисон
                    Там. Там. Вспять,
                    Вот за пят-
                    ка-
                    ми
                    ми-
                    нув-
                    ше-
                    го
         мгномгномгновенья

18. 12. 2003.
Читая
Овчинникова



Джон Уильям Наринс

(без названия)

Паче чаяния назревает новый Большой взрыв
тепловой удар хохота, слёз, информации
прогремит в нашу долгонежданную встречу
с фатальною страстью меня уж накроют
мне стол похоронный иль свадебный
марш назад в постель
несогласного всё же с прощаньем славянки
с предчувствием прекрасного нового мира
схватки вселенных далёких сходящихся
на веки твоя и время поднять
такой прочный, родной наш — свой — дом.
Выше стропила, плотники!


Из серии «Вариации на выбранные места из написанного друзьями»

*

Я ехал к тебе так быстро, что
встречные пчёлы
изрешетили меня как пули...

На битуме под ве́ликом,
в пыли и пыльце,
загадочно красивый, труп мой
недвижим
и медоточит.

Из опушки — дикая кошка,
другая кошка, третья...
улыбаясь, они вылизывают моё сладкое тело.


*
Остановились

на парадных выселках таврического сада
гуляем
вокруг рушатся — медленно — лесные жёлуди
вдруг ты остановила меня у скамейки
наблюдаем

на поляне
рыжий мальчик ловит девочку
смеётся лукаво
не поймал

сижу в окружении теней
из стекла тяну долю виноградных ростков
с кислинкой
кручу пальцами будущую золу
Всматриваюсь в допустимых Паоло и Франческу
(оставили ли после себя и до меня детей?)
у кого бы тут попросить огня
чтобы запустить фатальный ход событий


*

Уроды-дома на горизонте
Вижу, расфокусировав взгляд,
облаками.
Вот уплывают, и в намеченный срок, по бою барометра
к остолбенению граждан тридевятого царства
обрушат с небес невинных, непричастных, пучеглазых.

Теперь — уставился не сводя в точку
до точки, когда разрыхляется среда —
— и выдёргиваю их из ткани вселенной.

Между плитками, вероятно, хаос. В коморках обнаружены овцы.
В фиксированном взгляде держу тьму человеческих тел.
Рассеянно: что мне делать с ними?

А непосредственно близко вздымается башня,
северная, отдаваясь линейностью.
Если честно, мы никогда её не любили.
Но пальцами тяну глаз своих за края,
и она пламенеет, словно мировое древо.
Точнее, огни её дупел расчищены, обретают
длинные углы, хвосты, лучи,
диаметральные, по Родченко, диагональные.
Она и была первой.

Неожиданной ногой юноша с обода пнут
с корточек столкну́т
в сбивчивую, прохладную жидкость,
Случайно. Определённо.

Я исполин-теург, под беспощадным взглядом
выбиваются рамы и стёкла
выброшены среди града осколков планы наброски опросные листы игровые схемы истории вопроса черновые чертежи долгие ящики хвостики ящерок беловые рукописи личные опыты проекты органической жизни эскизы конфетти.

Под беспощадным взглядом
наступает обетованное будущее, вспыхивает ослепительно каждый,
из обитателей ячеек — орлы-мечтатели, трутни-термиты, летучие бе́лки, кто ведает кто ещё,
хоть на пятнадцать минут, хоть на мгновение почерневшего ока.
Они моментально испарены аллилуйя
а пары́ взвеваются
к каким-нибудь Альдебаранам, Арктурам, нет, к Апсинтионам, может, к иным звёздам.
Каждая сегодня овифлеемлена.

В наследии Брейгеля две вавилонские башни.
Ни одного возвращения блудного сына.

Мне не знать, что хрусталик истории
выкажет иную траекторию,
иную правду,
что сверху вниз учинит расправу.
Скоро мы все всё увидим.

Я встряхиваю голову как градусник
до голизны, до прозрачности глаза.
Все снова в утке́ и в основе.
Южнее, как прежде, раз за разом:
Вавилонская бавилонская башня.
Я протираю глаза.
Бруски пастилы парники пилоны опоры облака́...

Пифия жмурится и открывает поворотную карту
из колоды таро нового времени, вот она:
Падающий человек.
«Он умеет летать, он показал дорогу».


Предлагаемая модель новой реальности

Гадко, как-то так.
Конечно, оно ничего особенного.
Вот они, может быть, чем-то особенны —
Так они ничего, и им ничего.
Затем уже повсюду темно.
И гадко.
И темно, и гадко.
И темно, и гадко,
До тех пор как —
А может быть...
Может быть...
Может быть... светло?
Ааннннетт, темно же.
Темно, темно — и гадко.
И темно, и гадко,
И темно, и гадко.
И темно, и гадко, и долго, долго,
Пока наконец не
И вдруг, в миг, сузится
И раскрывается
что темно и гадко —
это и есть наш единственный выход
На светло, редкостно
как светло, так светло
что окончательно
черно темно ...и гадко.
И тут конец романа.


Сведения

Жил да был да сам по себе ходил, по кочкам.
Перо поставило точку. Спасибо скажи! Пошли круги
По календарю, по кельвину, по наказам, по заветам.
По утрам поднимали орудия, выходили на поля топографические,
Когда ему у колодца встречались фигуры грачей да негодных людей.
Научился свистеть в буераке отшельником, внимать наречью змеи в черепе.
За это ему дали волшебную колбочку, скрижали сомнений — в теории — да струн путеводный клубок.
Нынче ему стоять-размышлять в чистом поле перед камнем сырым.
Пойдёт налево — конь сферический исчезнет, в вакууме пропадёт,
Направо — головушкe буйной вскру́женной быть,
А прямо — как хочешь читай, да такому не быть.

В этих широтах ясно бродить можно только навеселе.


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2024 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service