Воздух, 2019, №39

Откуда повеяло
Русская поэтическая регионалистика

Казань

Игорь Тишин

Агент ноль-ноль-семь

агент ноль-ноль-семь просыпается в семь ноль-ноль
в семь ноль-пять распахивает дверь
придорожного ресторана
для любви и для выпивки слишком рано
но перед заданием нужно снять головную боль
обеззаразить душевные раны

поэтому он заказывает советскую шлюху
и мартини в глубоком бокале
смотрит на неё вполглаза, слушает вполуха
о работе гидрографической экспедиции на Байкале
о гибельном аленьком шарфике Айседоры
о маленькой лайке, бороздящей просторы
вселенной, и, кстати, о ней самой, я клянусь любить тебя в горе
в одном только горе, пока смерть вселенной
не разлучит нас, главное, свози меня на море
следи за личной гигиеной
познакомь с королевой
я интеллигентная, между прочим, сделай меня королевой
не ходи налево
я хозяйственная, умею мыть посуду
пришивать пуговицы, готовить борщ, что ещё надо
пожалуйста, увези меня отсюда

он говорит ей люда
я ничем не лучше этого гада
который бросил тебя с двумя ребятишками, и вообще

он целует её и уходит, но во время спецоперации
в пригороде Исламабада
думает исключительно о борще


* * *

я погружаюсь в глубокий сон и виталий
мефодьевич соломин приходит
ко мне во сне и говорит писателей
убивают на тайных съездах
писателей писателей убивают
на съездах тайных писателей
тайных писателей убивают
на съездах писателей писателей
тайно убивают на съездах писателей

а я говорю элементарно ватсон
он говорит вообще-то я не
ватсон я ингрид а я вот смотрю
на тебя вот смотрю на тебя
малыш а писателей убивают

всех писателей уже убили говорит
ингрид всех писателей уже
убили плачет ингрид а я надеваю
бежевый плащ я допиваю виски
я сажусь в шевроле импала и говорю
садись в шевроле импала ингрид

мы едем в книжный магазин
и я говорю посмотри никто
из писателей не умрёт
пока существует вот эта вот
полка эзотерика и вот эта вот
полка психология и вот эта
вот полка детская литература
и вот эта вот полка медицина
и вот эта вот полка подготовка
к егэ и вот эта вот полка
с блокнотами и канцелярскими принадле

а она обрывает меня на полуслове
и радостно восклицает смотри
вышел новый роман достоевского
называется идиот


Поле чудес

телевизор в чёрном углу горит
усатый дяденька оттуда говорит
папа с маменькой лежат, не спят
слушают, что говорит

он говорит нет такой буквы в этом слове
нет такой буквы в этом слове
нет такой буквы в этом слове
сектор-приз

у дяденьки глаза, седая голова
из него растёт болотная трава
у него в руке магический жезл
варвара петровна абсолютно права

она приносит ему дары
с берегов Угры
с ней приехали две сестры
они вам сейчас споют

она отказывается от супер-игры

пользуясь случаем, передаёт привет
коллективу горбольницы номер два

на папу с маменькой из угла
источается вечный свет
и в мире нет
никакого зла


Телевидение

кто это там, в полумраке гостиной, стоит без лица
с ушными раковинами твоего отца
с жировиком на лбу
кто это сгнившим голосом мертвеца
произносит «бу»

он имеет в виду б/у
покосившиеся ставни, дымоходную трубу
телевизор «садко-303», холодильник «мир»
свою дефектную истёртую судьбу
весь наш требующий ремонта
однокомнатный мир

он садится на стул в чебоксарском трико
потягивает крепкое дешёвое пивко
и дыханье его легко

словно это было вчера
он переключает каналы, ворчит: «мура»
там угадай мелодию, пока все дома, звёздный час
там-там новости прогноз погоды фантомас
ююююпиии-и-жажда-покидает-нас

папа выпимши, но совсем чуток
в подтопке горят дрова, чайник выплёвывает свисток
мама на кухне заваривает грузинский чай
арабская ночь, волшебный восток

оставь, не переключай



Эдуард Учаров

* * *

Думать, как вода,
пить себя допьяна,
пениться, заикаться,
лечь — и на берег течь.

Берег — одна рука,
Второй — другая рука.
Так обнимают воду:
К сердцу — один, другой — свысока.

Жить, как вода,
Рыбу в себе держать.
— Ты держишь на меня рыбу?
— Нет, рыба уже прошла...


Из цикла «Нарния»

1
Подснежник

На ферме работаешь в Нарнии
и думаешь, что не умрёшь,
но встретишь эльфийскую армию —
и замертво падаешь в рожь.

Теперь тебе днями загробными
земле колыбельную петь
и маленький хлеб под сугробами
весенним детишечкам греть.

2

Чёрный поросёнок Игорь —
ты бессмертен, не умрёшь,
не проткнут тебя острой пикой,
не засунут в тебя нож.

И глаза твои бесконечные
будут вечно в хлеву светлеть,
потому-то и мне, конечно,
ничего не узнать про смерть.

3
Камо грядеши?

два лаптя до леска ход от хат
распознав вороньё да во птах(ах!)
на обед пановьям из ольхи уха
пуще пше забредя дух потух

ан не мёд по губам погубил
но зари полоса по усам
обломал об ольшаник горбы гурьбы
из болота напившись Сусанин сам


Берег

Собачонка лижет берегу руки,
берег бросает ей мяч в воду.
Собачонка обрушивается в бензиновое пятно,
в цветущую зелёную бахрому.
Взбивает пену —
уши в тине, нос в облаках.

Стискивает шар,
поворачивается —
берега нет.

Бойся берега.
В нём можно увязнуть навсегда.
Построить дом.
Засеять пашню.
Завести скот.
Приютить собаку.
Отправить её за мячом —
уши в тине, нос в облаках.

Она обернётся.
А тебя нет.



Николай Артюшкин

64 млн. лет до н.э.

«Так о чём я, Орфей:
ведь дело не в том, что мы стали другими,
и не в том, что мы ими не стали,
и даже не в том, что других не бывает —
когда жажда свободы поглощает кулисы,
богам из машины неоткуда надеяться на неожиданную развязку,
и, входя в эту потную реку снова и снова, ты видишь:
меняется поза и ракурс,
но где она, терпкость той первой любви?

Одиссей многомудрый раптор, Офелия нимфа, Атриды —
всё, что было описано в Симпсонах, было и где-то ещё.

Ты скажешь:
комета, мутации, ядерная весна,
восхождение рапторов, время великих походов,
императоры в пурпурных перьях,
изысканность и утончённость,
упадок,
Исход,
Fin de siècle,
рептилоиды с Альфы Кентавра,
миллион лет истории, времени и пространства.

Я скажу:
танцует кузнечик,
стараются мойры,
июльское солнце пробивается сквозь занавеску,
пластилиновый ёжик крадётся в тумане,
фонит.

Ад повсюду, Орфей, —
так что смело ступай вперёд.
Я закончил».

Последний велоцираптор
погружается в геликоптер,
эволюционные матросы
уже салютуют внизу: καινός ζωή,
муравьи выедают память,
Господне лето
зеленеет
в неподвижных глазах пилота.


Четыре пионера

1.

Мы
пионеры Новой России
храним в своей памяти наших отцов
молодых красивых и сильных
храним матерей
спокойных и мудрых
храним себя

вот мы бежим
светлые и чистые
к невообразимо сияющему солнцу

мы храним себя от
французских камелий
тянущих свои детские ручонки
к нашему солнцу
от пидорской радуги смыслов
пытающейся растянуться по нашему синему небу
и белым облакам
от нагловатых торговцев истиной
продающих свои красно-синие таблетки
доверчивым студентам на площадях

мы храним свой рай
от поганых змей
которые в гордыне своей всё там и развалили
лишили всех неба над головой

и сидим мы теперь хуй знает где
нахохлившись
несуразные
как мокрые воробьи

2.

Эти патриотические механизмы
боевые андроиды-пионеры
с полукрыльями из микропластика
с большими синими глазами
и чёткими чертами лица
были заказаны министерством культуры и обороны
у японo-китайского дизайнера Мао Муракаси
в начале третьего тысячелетия
в рамках профилактики и духовной гигиены

первым делом пионеры
вышли из-под контроля
и свергли царя-батюшку
который все скрепы духовные просрал и пропил
а ценности традиционные вывез и продал

пионеры мудозвона этого старого
и всю шайку-лейку яво в расход пустили
и сами стали скреплять и порядок наводить

и такие они были красивые
эти пионеры
с белыми крыльями
так хорошо вчетвером смотрелись
такой порядок навели

что стали у нас их по франшизе брать
и на востоке и на западе
чтобы они и там дух скрепляли
и порядок наводили

но гадюки поганые опять все испортили
сняли про четырёх пионеров хентай гадкий

и настолько талантливо падлы сняли
что весь мир стал смотреть это подлое аниме
и забыл всю правду о пионерах

каждый когда-то знал эту правду
а потом забыл


* * *

один парень
из Нижнего
по имени Володя
решил рассказать всем
что учёные врут
что всё это враньё

он много времени занимался этим
и выяснил
что наука
это такая старая ролевая игра
типа Dungeons and Dragons
её придумали какие-то гики
ещё в древнем Египте
или Греции в общем не суть

а суть была в том
чтобы придумывать какую-нибудь дичь
вроде того что земля круглая
или в сутках 24 часа
и с серьёзным видом обсуждать это

сперва играли между собой
потом стали впаривать это обычным людям

в итоге
раньше нам говорили что русалок никогда не было
а единорог очевидно есть
а сейчас говорят что обоих не было
но есть орангутан
а сами одеваются в рыжие шкуры и прыгают по клеткам в зоопарке

или математики
которые говорят что E=mc2
но при этом a2=b2+c2
и делают вид что в этих закорючках есть какой-то смысл

но больше всего Володю бесили географы и разные астрономы

и поэтому он создал кампанию
насобирал денег на кикстартере
и запустил в космос специальный спутник
оснащённый камерой высокого разрешения

и когда включилась картинка
все были ошеломлены

оказалось
что на самом деле
земля совсем не круглая
она похожа на странный спиралевидный цилиндр
очень подвижный и красивый
а континенты и материки похожи на птиц
обтекаемых птиц с серебристыми крыльями
и хвостами
а многих стран на самом деле нет
многие из нас оказывается живут не в России
а в прекрасной стране на букву Э
и люди там жидкие
из прозрачного нановолокна

а вокруг Земли парит хор инопланетных ангелов
и наблюдает

много всего узнал Володя
у его канала уже миллионы подписчиков
делятся
ставят лайки



Анна Русс

Сочетание Разлучённых Душ

Это происходит раз в год.
Вначале
Звёзды сходятся в клин, похожий на стрелку компаса,
Указывающую туда,
Где она на причале
Ждёт.
Над причалом горит звезда.

Пришвартовывается бриг.
Капитан ногами касается суши.

Сочетаются разлучённые души.

И всю ночь обнимаются, называют друг друга тайными именами,
делятся мечтами они.

Эта ночь только раз в году, а все прочие дни
Капитан, как водится, бороздит океан.

И кругом приключения, подвиги,
Злодеи пленённые, поверженные чудовища,
Ослепительные сокровища,
Костры до небес и танцы на палубе под луной —
Всё во имя её, во славу её одной.

Одни называют его Синдбадом,
Другие Уильямом Тёрнером,
Третьи Питером Пэном,
Четвёртые Одиссеем.

Он, бывает, так долго плавает, что пропускает год.
Она ждёт.
Не сдаётся,
Сочетание разлучённых душ —
Это всё, что ей остаётся.

А ещё остаётся дома муж,
Злой, как чёрт, и худой, как скелет.
Он болеет в кресле своём уже тысячу лет.

Он ворчит на жену, ругает её стряпню,
Он хватается за ружьё десять раз на дню,
Подозревая соседей в том,
Что они хотят поджечь его дом,
А жену — в том, что прицельно сводит его в могилу,
Чтоб сбежать к газонокосильщику — девятнадцатилетнему рыжему Биллу.

И откуда знать ему, как у кромки воды замирают разъярённые львы,
И откуда знать ему, как мост через пропасть обрушивается за спиной,
Как с ножами в зубах пираты переплывают рвы,
Как на дно опускается змей отдельно от своей головы,
И всё это ради неё, во славу её одной.

И она выходит вечером на крыльцо,
И блуждает взглядом в саду,
И надеется, что сегодня та самая ночь в году,
Когда звёзды сойдутся в клин,
И у пристани встанет трёхмачтовый бриг,
И у человека в кресле вытянется лицо,
И глаза распахнутся, и он прошепчет:

Здравствуй, Дженни!
Венди!
Элизабет!
Пенелопа!
Я так по тебе скучал!

И обнимет её так крепко,
Что под ними затрещит и едва не развалится на доски причал.


* * *

сходи к сестрице моей говорит добру молодцу леший
тот углубляется в чащу усталый три дня как пеший
коня потерял себя потерял лягушку свою просрал
бабка хохочет умаялся пешкодрал

мёдом его подманивает дразнит своим вареником
ешь пей говорит хочешь в баньке выпори меня веником
богатырь удивляется до чего ж яга молода да пригожа
где обещанный горб костяная нога бородавчатая жёлтая кожа

ради тебя исключение сделала говорит яга
(хочешь сделаю тебе хорошо говорит ага)
так-то вечно молодая только прикидываюсь костяною ногой
чтобы ночью ко мне не лезли такие как ты добрый молодец гой
еси
так что целуй побыстрее и ноги давай уноси

заскучала небось разлюбезная твоя жабка
в тридевятом болоте в стоячей дубеть воде
больно русы кудри твои сучара авось не железная бабка
хотя все эти one night stands у меня уже знаешь где


* * *

О чём думают люди, занимаясь любовью в последний раз?
Знают ли они, что это последний раз?
Смотрят ли в глаза развернувшейся перед ними бездне?
Или думают: ну и ладно, пусть не сейчас
Но завтра
Но в выходные
Но на той неделе
Мы обязательно кончим вместе.

Да
В следующей жизни
Мы непременно

Сделаем это все вместе.


* * *

Вдруг он позвонит спросить, как мои дела
И я ему расскажу, как мои дела
Но вероятность этого бесконечно мала
Ведь у него есть свои дела, и он расскажет мне, как у него дела

Он сегодня дров натаскал, воды нарубил
Он сегодня дерево строил и дом сажал
Как исаак иакова, сам от себя рожал
У него когда-то внутри кто-то очень меня любил

То ли бережёному с той стороны реки
Лучше б никогда не перебираться на этот берег
Не исследовать неизведанные материки
Не открывать америк

Я его бешу как дышу
Раздражаю как быть собой продолжаю
Злю как бесконечно его люблю
Напрягаю как всё методично превозмогаю
Покусывая удила

Но у меня есть дела
Спроси, как мои дела
Если не спросишь, то никогда не узнаешь, как у меня дела.


* * *

А котик котик мой поёт
Мой котик песню распевает
Что лучше той, что китикет даёт
На свете вовсе не бывает
Лишь потому мы с милым разошлись
Что от меня он устаёт
Где он гуляет, с кем он распивает?
А котик, хоть и брысь с колен
А всё равно поёт
И между нами мёдом разливает
И лес стеной встаёт


Права

Женщину с заёбами полюбил
С заморочками
По голове погладил — смотрит, как будто бил
По почкам и
Тыкал заточками

С темы на тему скакнул, сорвался — а там лава
Жар, как из пасти льва
Но я оставляю за ней это право
Она права

Школьницей просыпалась — кругом канава
Сама — в дрова
Но я оставляю за ней это право
Она права

С шести лет в до́ктора с ней играл папин брат дядя Слава
Я оставлю за ней это право

Била по рукам училка за то, что писала коряво
Оставляю за ней это право

На одной руке шрам пошире — лезвие было ржаво
Я оставляю за ней это право

Платит за всё сама — в детстве ела лишь там, где была халява
Оставляю за ней это право

Не помогает ни алкоголь, ни трава
Ни химическая отрава

Женщина с заёбами
Но она права
Я оставляю за ней это право

Проращивает овёс, ест сырые овощи
Чтоб чувствовать себя живой
Не говори мне, что она того ваще
Что у неё не так с головой

Когда ей было четыре
Папа голый ходил по квартире

Потом по квартире голый ходил мамин новый друг дядя Рустам
Да она не проста, она не проста, мам
И она осталась чиста

Её били гопы́
Теперь везде у неё шипы

И жар, как из львиной пасти
Я не знаю, как спасти
Её от этой напасти
Увести
С кривого пути

Гнали во двор — а там пиздит соседских детей орава
Женщина с заёбами
Я оставлю за ней это право

О ней ходит дурная слава
Оставляю за ней это право

Сделала аборт от шестидесятилетнего скандинава
Это её право

Она одевается, как шалава
Я оставляю за ней это право

У очков в форме пары вагин оправа
Оставляю за ней это право

Она сделала на шее татуху в виде удава
На губах в виде шва
Я оставлю за ней это право
Она права

Право на боль — не подачка, брошенная в лицо
Право на боль — это больше, чём составить плейлист или купить кольцо

Право на боль от того, что на фестиваль уехал, когда у неё заказ
Право на боль от того, что его подружкам столько, сколько её ребёнку могло быть сейчас

Право на боль от того, что ему бывает без неё хорошо
Право на боль от того, что он говорил и скажет это кому-то ещё

Жуткая боль и жар, как из львиной пасти
Из драконьего зева

Боль, как когда окурок расплавляет кожу запястья
Как когда телефон разбила, он дал свой старый Самсунг, а там палево, что бегал налево

Право боли и гнева

Как когда колено раздирается об асфальт
Как когда классная волосы в хвост собирает насильно, сдирая скальп

Как когда эпиляция полностью ради одного только раза
Как когда подаренная им зараза поражает все органы малого таза

Как когда разбивается сердце, разрывается пле́ва и разбивается сердце
и разрывается пле́ва

— Правильно говорить «плева́».

Оставь за собой это право,
Моя Снежная Королева.
Ты права.


* * *

Плюшевые кресла
Полутёмный зал
Мальчик прогуляться
Девочку позвал

Узкие понятия
О первой любви
Хочешь прогуляться —
Девочку зови

Взрослыми прикинулись
Пробрались в кино
Она смотрит на него
Он на Оно

Переосмысление
Первая любовь
Сексуальный клоун
С букетиком зубов


* * *

Зацени, острослов, поэт, дурачок, плейбой
Как они научились делать больно себе тобой

Как умело
Твоим образом травят ум, изнуряют тело

Гляди дружок в оба глаза
Какая неисцелимая ты зараза

Да ладно, серьёзно, что ли, я такой роковой?
Корчишь в зеркало рожу, хихикаешь и зарываешься в танчики с головой.



Денис Осокин

Из книги «Верхний Услон и садовое общество 'Пион'»

Интродукция

жёлтые ветры дня
сон принесли кораблиный.
я не могу без тебя,
верхний услон любимый.
ту-ту-ту ту-ту-ту.
скачут рыбы-башклейки.
в казанском речном порту
я уснул на скамейке.

ты видишь меня.
ты напротив.

*

а за моей спиной
в улицах-балеринах
пахнут садовые лейки
в хозяйственных магазинах,
вёдра, стремянки, полки,
липовые мочала..
спать. в зелёной футболке.
у седьмого причала.

*

верхнеуслонские дни,
казанские дни и ночи!..
ваши знамёна мои
наши ветра полощут.
жёлто-зелёные и
с белыми полосами.
мне можно жить без любви.
нельзя попрощаться с вами.

*

гонят из клумбы ужа
миленькие соседки.
драконы на крышах лежат.
мне нравятся две студентки.
боже оставь меня здесь.
выпусти птиц по следу.
я опоздал на рейс.
если проснусь — поеду..


Земснаряд

земснаряд мой милый,
земснаряд пригожий!
у тебя есть имя?
может быть алёша?

может быть альбина.
может быть полина.
земснаряд хороший,
миленький и милый.

я хочу работать
на тебе лишь только.
никогда с тобою
мне не будет горько.

тарахти пожалуйста
восемь дней в неделю.
радостен — нерадостен —
всё равно согрею.

мы винтом закружимся
и песок добудем.
мы с тобой подружимся.
мы с тобой полюбим.


* * *

собирает камни.
я сижу на колесе.
у неё купальник славный.
я не выспался совсем.

очень рано встали.
на такси летели в порт.
метеором мчали
полтора часа — и вот:

собирает камни
у воды спиной ко мне
и её купальник
самый лучший на земле.

а потом ракета
заберёт отсюда нас.
мы здесь в это лето
в первый и последний раз.

может ошибаюсь.
но скорее это так.
я сижу влюбляюсь
в то что я люблю и так.

в колесо, в ворону,
в запах двух большущих рек
и в тебя, мой скромный
молчаливый человек.

в наши сандалеты,
в оба наших рюкзака
и в велосипеды
что не взяли мы пока.

бакены на страже.
рыбы может быть поют.
и люблю я даже
головную боль свою.

не спал я если честно..
ты — часа четыре лишь..
а смотрел из кресла
как ты дышишь,
как ты спишь.


Меловые берега

две 'десны', одна 'сура́' —
это мы поехали.
в меловые берега,
в орешник за орехами.

катим с горки впятером.
и летают бражники.
трое наших за рулём,
двое на багажнике.

ничего что стать семьёй
так и не сумели,
и орехи уж весной
гусенички съели.

хорошо ли вам спалось,
всадники и всадницы?
вместе мы или поврозь —
ну.. почти нет разницы.

впереди блестит река.
лучший день на свете.
меловые берега.
мы и наши дети.

мы вернёмся на массив.
увелосипедимся.
перемоемся. поспим.
а потом разъедемся.

будем ждать друг друга, нас.
слать друг другу фотки.
если будет новый раз —
выплывем на лодке.


Чолöм / Привет (коми)

чолöм. можно не спрошу
о твоём об этом дне?
можно я не расскажу
как скучаю по тебе.

можно я не погляжу
что с ушами, что с рукой.
можно я не покажу
что всегда ношу с собой.

не стою — и ты не стой.
ты иди — и я пойду.
было больше чем с лихвой
нам сказать: — ага. — угу.

и увидев сбавить шаг.
даже ждать зелёный свет.
даже рядом. даже так.
даже вымолвить привет.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service