Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Поезд. Стихи
Стихи
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
Поэты Самары
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2018, №37 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Стихи
Мотеты

Жанна Сизова

Мотет (фр. «mot» — «изречение») существует как соединение драматургии, музыки и поэзии. Особенность его в том, что текст мотета следует читать не линейно, строку за строкой, а «построфно», как музыкальную партитуру. При исполнении мотета предполагается одновременное (условно) звучание всех голосов, обозначенных в строфе. История мотета отсылает в средневековую Францию, где к XIII—XIV векам мотет был важнейшим жанром хоровой полифонии.

Белый мотет

1-й голос: Мороз в три градуса, а вишня вся в цвету,
2-й голос: как стыдно, стыдно, бело и стыдно́, так стыдно всё,
3-й голос: ............................................. награда — красота!
4-й голос: носимое собой невыносимо, дориносима, симка, си бекар...

1: ...  невмоготу от этого сиянья.
2:  расцветшей вишни снегобелизна вы́тыкает глаза,
3:  «Жануся, не забудь надеть берет»
4:  носимое собой невыносимо

1:  Ослеплена! Я слепну. Я слепа (слепи́ца). Спица (колеса), синица.
2:  ... там души усопших горят и горят, пламя высо́ко и прямо.
3:  ............ не жалуйся и вещи прибери, кругом бардак
4:  носимое собой невыносимо

1:  Всё бе́ло и бело́, и совершенно. Совершено́. Завершено. Вершина.
2:  .................................... О, Авиценна! Мысль твоя бесценна обсценной лексикой.
3:  о чём ты мыслишь: Бога нет, о благе?
4:  носимое собой невыносимо

1:  Ослепни, красота! Прозрей и слепни.
2:  Отворяй ворота́, пришла красота, на сытный каравай рот разевай.
3:  ........................... Прозревай и слепни, и снова прозревай.
4:  ......................... Срывался с петель петел. Пыльцу и пепел пел, пыльцу и пепел.


Мотет о циниках и финиках

1-й голос: Циники, циники, поедают финики,
2-й голос: цепкой и цельной горстью в землю бросают кости.
3-й голос: .................................... жара. На площади фонтан.
4-й голос: Циники и финики, финики и циники

1:  Циник финику не враг, финик цинику не рад.
2:  ..................... любовь христианская, о, где ты, отзовись!
3:  Циники и финики, финики и циники
4:  (опять нас заподозрили в еврействе).

1:  Редкий циник, мягкий финик, мелкий финик — едкий циник.
2:  Династия под ногтем капитала из демоса прикладывает брошь...
3:  ....................................... финики и циники, циники и финики.
4:  «Вон та самопридельная хоругвь — не тихий ли пикет?»

1:  Циники и финики.
2:  .................. косточки циника зацвели пустырником.
3:  «Ты что, сдурел? Ты мне стоишь на пальце!
4:  Дева Дикий виноград, помолись за Лютоград!»

1:  Косточки от финика прорастают фиником,
2:  жива и невредима, и нетленна
3:  ........................... утопленная в море Филомена.
4:  (там финики и киники в киновии, прикинь...)

1:  Цин-цин, сарацин! Не жалей терцин,
2:  восстань во всей красе, гордыня и горгона!
3:  ................................. Финик-финик, не валяй, Финикию надымай!
4:  «Попи-и-ить! воды подай, воды...»

Все:          финики и циники, циники и финики,
                циники и финики, финики и циники.


Мотет о восемнадцати нелюбимых

1-й голос: Проныра, гопник, чмо, чернушник, бандюган, жиган...
2-й голос: дай разносолов диким псам сознанья.............................
3-й голос: каратов восемнадцать в ожерелье, и каждый в большей степени противен...
4-й голос: филармонической высокой тишиной ты нелюбовь свою воспой.

1:  вот Г., безумица, опять ко мне влетела, чтоб фиксой сумасшествия сверкнуть
2:  бенгальский огнь, бенгальский диалект, бенгальский тигр — ефрат,
3:  рогатый шлем, тевтонская погоня ................................
4:  тирольской шляпою, японским кимоно не оттенить безумства твоего!

1:  Восемнадцать нелюбимых, восемнадцать — манипуляторша, злодейка, и в родстве
2:  ..................................................... да кто же ты такой, чтоб обличать?
3:  Силки захлопнулись железного капкана гремучей речью критикана.
4:  ....... Прости. Простил. Прощать. Прощу..... и укушу, распотрошу, коко, шушу.

1:  Любовь христианская, обуза и морока! Господи, сотвори
2:  ...................................................................... нагорную проповедь нелюбви!
3: Весь мир принять и полюбить готова, но этих восемнадцать — не могу.
4: кто же ты, человек, долог норов, краток век.

1:  Моё второе «я», румянясь простодушьем, воскликнуло: «Как ты прекрасен, враг!»
2:  .................................... (вот, мрак-тоталь, тухлятинкой хлестнуло, сейчас срыгну).
3:  где малость жалости — склонись над ней, поплачь
4:  ............. притворщица, проныра, бандюган........ Клеймо тебе! Сургуч (стукач).

1:  о, недруг витаминный, ты полезен! Своей острасткою ты выточил меня!
2:  ................................... надеюсь, что нигде и никогда я не услышу вас и не увижу.
3:  осьмнадцать недругов, осьмнадцать супостатов, а не пришить ли их?
4:  ............ Тя-нет.. ..лям-ку ..... зло-завод......Взвод!

1:  Чернушник, гопник, чмо, притворщица, проныра, бандюган — .... курган!
2:  .....  спеши домой, сыночек мой, беги в высокие объятья нелюбви!
3:  ............. филармонической высокой тишиной ты нелюбовь свою воспой.
4:  ...  восемнадцать!.......................  испей собой  ......  испой  ......    воспой!  Гобой.


Мотет для косатки Талекуа

Солнце скрывает несытую сущность моря.
Луна обнажает сокрытое солнцем.
Страшен кит, чёрная глыба в грозной воде.
1-й голос: Мёртв твой детеныш, косатка!
                Не плыть ему за тобою, волной играя.
                Глубоководный рай возьмёт его, кораллами обнимая.
                Стаи сардинок серебряной стрелкой сверкнут,
                Звезды морские скорбно лучи сомкнут.
2-й голос: Чем глубже дно — тем плотнее жизнь,
                тем голоднее жители океана.
                Тонкий слух напрягает ухо, растирает мочку:
                колебание волн означает питательную цепочку.
                В тот момент, когда пишущий ищет слово,
                всяк обитатель дна ждёт своего улова.
Страшен кит, как подводная лодка-призрак, белая субмарина.
1-й голос: Вязок ил затонувших вёсел, плотнее глина.
                Малое поедается большим,
                большее расщепляется малым.
                Что за шабаш, брызги, заряд шрапнели?
                Это тунцы и чайки охотятся за макрелью.
2-й голос: Припасть бы тебе, косатка, на дикий хребет волны,
                когда солнце сомкнуло веки и горизонт в тумане.
                Страшную встретив весть, остановить сраженье,
                свет едва различая от бликов и отражений.
Страшен кит, как морская торпеда с гребным винтом.
1-й голос: Марианской впадины пасть — укрытье твоё, твой дом,
                в ней бурлящий вулкан, как чайник, подогревает воду —
                повивальный знахарь, что принимает роды.
2-й голос: Косатка Талекуа, красотка Талекуа,
                то курсом, то дрейфуя, 
                всё носишь дитя своё мёртвое, как живое.
Страшен кит во скорби своей и гневен.
1-й голос: Море ждёт, когда ты ослабеешь, оставишь ему дитя.
                Клокочет, свистит вода, разбивая рифы,
                острая бровь альбатроса цепляет мифы.
                Спит неживой китёныш, тело его мертво,
                не оставляй детёныша, не отпускай на дно.

Примечание. Кит-косатка по имени Талекуа, обитающая в Тихом океане, на протяжении 17 дней поддерживала на плаву своего мертворождённого детёныша. Подталкивая его носом, она проплыла с ним более 1,6 тысячи километров в июле-августе 2018 года.


Мотет о ненаписанных текстах

1-й голос: Ш-шум, шу-шум, шм — шъм, шум, шр.
2-й голос: .................... это тексты идут, это воинство текстов.
3-й голос: Текст, который написан, — пехота, где правит правый и левый фланг.
4-й голос: Но есть тексты  N — ненаписанных текстов овалы, шеренги,
                  сленг языка, который ещё не назван, не употреблён.

1-й:  Точка-тире: азбука Морзе стучит зубами.
2-й:  Орбитальные станции ловят сигналы,
        объект — числодробь пифагоровой секты,
        детектирован месседж, язык неизвестен.
3-й:  .......................... это тексты идут, тексты N, а не песен!
4-й:  Ненаписанны тексты из сверхдалёких предместий.

1-й:  Ненаписанны тексты — это такая сила!
2-й:  Услышать, прочесть их возможно невидимым усом,
3-й:  Не практичным умом, а тем, что греки назвали «нусом».
4-й:  Этот «нус» происходит в затылочной части или в брюшине,
        в верхнем отделе — как говорят, «под ложечкой».

1-й:  Если звёздные войны возникнут — между текстами N
        и вот этими, в толстых журналах, в папирусах..........
2-й:  В лежбища библиотек с необузданной силой ворвутся Годзиллы,
3-й:  ............... этих замыслов, умыслов, чистых идей превращенье —
4-й:  ...................................................... оторвыши языка!

1-й:  Тексты N — там, где линия мысли сильна, словно прут стальна,
        где словесная шкурка расколота, как скорлупа.
        Слово сыплется, оловом плавится, оводом жалится,
2-й:  .......................................... тексты N не умеют нравиться.
3-й:  Слово за́ слово, одним миром мазаны.
4-й:  Ненаписанны тексты идут в превосходстве над сказанным.

1-й:  Ненаписанны тексты к началу мира восходят,
2-й:  ............... восхотят, хлеба-соли не имут, идут, надвигаются...
3-й:  Тебе страшно один на один с тем, о чём умолчал,
4-й:  ............................... что заспал каждый ты, каждый я?

1-й:  ......... греет ру́ки оракул мщения.
2-й:  Ненаписанны тексты не для ясной погоды — для туч, где туман и мрак.
3-й:  .......... в области блага и благородия —
4-й:  ................................... там, где образы выше своего подобия.


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service