Воздух, 2018, №36

Антициклон
Поэты — не о поэзии

А Hommage to Jakob Böhme, частному лицу

Андрей Левкин

Здесь история звука, условно звука. Рига, когда-то я часто ходил в Домский, концерты тогда были раза три в неделю (или даже четыре). Если оказываешься неподалёку, если есть время и если там не поют, то покупаешь билет на боковое место, за 30 копеек. Сидишь, слушаешь, что-то думаешь или не думаешь. Не мероприятие, а просто ходишь по городу, по дороге зашёл. Тогда, это начало 70-х, там можно было видеть Николая Ванадзиньша, органиста, профессора, ведшего рижскую органную школу. Обычно он сидел на левой стороне (левой — со стороны входа, глядя на отсутствующий алтарь), примерно 13-е место, то ли первый ряд, то ли второй. Скорее, второй — можно положить руки на подголовник первого, там не отдельные стулья, а деревянные лавки. С тех пор был ремонт, зал обновили, номера боковых уже немного другие. Но левая сторона, в начале. Оттуда между колоннами видна часть декоративного органа, налепленного на хоры. Вроде в этой точке лучший звук.
Орган здоровенный, мощный. Примерно бульдозер, даже в тихих регистрах. Холодно, запах чуть сырого дерева; народу мало, хорошо. Позже, в конце 70-х — начале 80-х мне попались альбомы Лионеля Рога, серия пластинок. Что ли, Eterna, гэдээровская. Записана на разных инструментах, двух-трёх вроде бы. И вот, некоторый звук на одном из них оказался совершенно непривычным человеку, который не так чтобы привык к домскому, но тот у него по умолчанию в голове. Мягким, аккуратным, будто вообще другой инструмент. В Латвии схожие органы есть, но это выяснится позже, а тогда записей разных органов не делали. Разве что в Старой Гертруде что-то такое же было слышно, если курить там возле ступенек бокового входа, между деревом и окном, — она рядом с моей школой. Иногда, когда кто-то репетировал. Но — кусками, сквозь стену, а ещё и машины мимо ездят. По записи запомнил, что Рог, кажется, играл на Silberman'е, и всё. Здесь не сам орган тема, а звуки, которые связаны с этим инструментом.
Название вещи, в которой был звук, я не помнил. То ли одна из Фантазий, то ли что-то такое. Цвет обложки тоже не помнил, там была единообразно оформленная серия, с вертикальными полосами разного цвета справа. Слева — вид органа, вряд ли того, на котором запись сделана, а этакого органа-органа. С декоративными завитушками, ни к чему не относится. Справа вертикальная полоса, цветная: фиолетовая, кирпичного цвета, серебристая, зелёная. Серия была длинной, много цветов. Там были номер пластинки в серии, J. S. Bach преувеличенно готическим шрифтом, содержание. Тот, со звуком, был справа то ли серебристым, то ли зелёным. Запоминать было не обязательно, пластинки же были в квартире, куда им деться. Потом я там стал бывать редко, потом и проигрыватель разрушился, но пластинки стояли, как стояли. Звук иногда всплывал, но не получалось в этот момент оказаться неподалёку, чтобы уточнить, что это за вещь — чтобы найти её и не на виниле.
Когда квартиру в очередной раз освобождали (всякие обстоятельства) и надо было забрать какие-то свои вещи, вспомнил и об этом. В квартире за это время жили разные люди, я её не контролировал (обстоятельства), вообще жил в другом городе. Половины винилов уже не оказалось — наверное, кто-то просто выкинул. Исчезла большая часть классики, вот и эта серия. Заело, конечно. То есть должно же быть фактическое основание звука, а где оно? Ну вот почему-то он нужен.

Мне требовался единственный звук, который был на одной из пластинок. Не так, что какой-то непривычный регистр органа. Звук, возникший там, получался из нескольких составляющих: регистров, произведения, исполнения, акустики, чего-то ещё. Не так, что просто такой-то кусок такого-то опуса, а совокупность. Акустический кластер, что ли.
Почти сразу выяснил, что это была не «Этерна», а «Балкантон», болгары. У Рога на сайте, http://lionelrogg.ch в дискографии была картинка альбома из этой серии. Но там один альбом, без подробностей, сказано только, что «Балкантон»; не было указано даже, что серия из нескольких дисков. К 2017-му он столько наиграл и записал, что зачем ему частности (в 17-м, когда пишется этот текст, он жив, ему 81).
Далее, откуда у «Балкантона» эта запись? Сейчас фирма как-то функционирует, цифрует старые записи и распространяет их через Amazon, Spotify и т.п. Но у них и сайта нет. Можно, наверное, возиться с их историей через discogs или ещё как-нибудь, но записи у них откуда? Серия большая, цифра 8 там точно была (а у меня были не все). Если искать по Balkanton + Rogg + Bach, то ссылки появлялись, но — не на все альбомы, а у тех альбомов, которые находились, не было треклистов. Так, «Органные произведения» и т. п. Но не записывался же он на «Балкантоне», вряд ли. Так или иначе, добраться до звука через «Балкантон» не получалось.
На ютубе балкантоновские диски да, были, но там звук найти не удалось — если перебирать наугад. Не переслушивать же все альбомы, тем более — того, который я запомнил (серебряная, вроде, боковина, а номера не помнил), не было. Но орган я, похоже, помнил правильно. «Балкантон» указывал органы Гроссмюнстера в Цюрихе и Зильбермана; звук, который я помнил, зильбермановский. Вроде бы. Гроссмюнстер, собственно, не мастер, там орган Metzler'а. Зильберман — да, органный мастер, но где именно стоял этот орган — не указывалось. Точнее, я не помнил.

Через Зильбермана удалось пройти дальше. То есть это касалось не звука, но истории записей Рогга. Это не балкантоновская серия — не они её делали. Цитата: «Сначала Рогг записал всего органного Баха в 1961–1964 гг. на Метцлере в Гроссмюнстере Цюриха. Эти записи были сделаны фирмой Harmonia Mundi, а затем перевыпущены на виниле фирмой Балкантон (8 пластинок)». Но болгарское издание было а) конкретно пиратским и б) не было доведено до конца — нашлись сведения, что в оригинале было 18 пластинок». Не сходилось, я же считаю, что орган зильбемармановский, не Метцлера.
Но вот: «Второй раз Рогг полного органного Баха записал уже в 1970 году на историческом органе Зильбермана в Арлесхайме (тоже фирма Harmonia Mundi)... В третий раз он записывал Баха для фирмы EMI. Записи делались в 1969, 1972, 1975 и 1976 годах на трёх органах: Метцлера в Соборе Св.Петра в Женеве и двух органах Андерсена в Дании». Третий раз к теме уже не относится, зато понятно, что «Балкантон» взял что-то из второй серии (появился Зильберман). Ещё писали, что «второе исполнение более известно, т.к. в 90-е годы оно было переиздано на двенадцати компакт-дисках, Complete Organ Works on Harmonia Mundi (2nd Set)». Ссылку давать не стану — для искалки и названия хватит. Там 12 дисков, плюс к ним ещё J.S. Bach: Chorals de Noël — Christmas Chorales. J.S. Bach: Favourite Organ Works — Toccata et fugue; Chorals Schübler.
Мне системность не нужна, я ищу звук, который запомнил 40 лет назад. По дискам из Complete Organ Works on Harmonia Mundi найти нельзя — я не помнил ни номера BWV, ни названия. Какой-то нетипичный формат, не хорал, не хоральная прелюдия, не партита... Ещё вот что странно: смотришь в ютубе наугад альбомы Harmonia Mundi (они есть, конечно), там картинки — вроде, положено быть Арлесхайму, а предъявлена маленькая церковь, чуть ли не деревянная, в один этаж, с мелким шпилем. В другой раз какая-то ещё, а там и третья — на разных дисках серии. Что ли Harmonia Mundi поленилась сделать общую заставку? И не таскался же Rogg с органом Silbermann'а повсюду? А это просто глупость (моя): энтузиаст, выкладывавший записи в ютуб, приклеивал что попало; не ставить же официальную обложку. Мало ли. Разумеется, никакой деревенской церкви, орган в кафедральном соборе.

Арлесхайм (Arlesheim, местн. Arlise, Arlese [ˈɑːʀləsə]) — коммуна в Швейцарии, окружной центр, находится в кантоне Базель-Ланд. На русском это почти всё. Тогда немецкий: Arlesheim (Baseldeutsch: Arlese [ˈɑːʀləsə]) ist eine politische Gemeinde und Hauptort des Bezirks Arlesheim des Kantons Basel-Landschaft in der Schweiz. Arlesheim liegt auf 335 m ü.M. zwischen der Birs und dem Berg Gempen an dessen Flanke im Birseck. Die Fläche des Gemeindegebiets beträgt 6,94 km², davon sind 53% Wald, 35% Siedlungen, 11% Landwirtschaftszonen und 1% unproduktive Flächen.
Arlesheim grenzt an die Basel-Landschaftlichen Gemeinden Reinach, Münchenstein und Muttenz sowie die solothurnischen Gemeinden Dornach und Gempen. Einwohner — 9223 (31. Dezember 2015). 33% der Bevölkerung sind römisch-katholisch und 31% reformiert. Der Ausländeranteil beträgt 19,5%. Barocke Domkirche, 1681 fertiggestellt, mit einer Orgel von Johann Andreas Silbermann aus dem Jahre 1761. Von 1812 bis 1823 war der Musiker Martin Vogt Organist in der Domkirche.

В англоязычном варианте об органе больше, чем в немецком: The cathedral has a Baroque organ built by the German builder Johann Andreas Silbermann, based in Alsace, in 1761. The instrument was restored by Metzler in 1959-62, and is an example of the fusion of French and German organ building styles. It has been used in several recordings, including Lionel Rogg's recording of the complete organ works of J. S. Bach, for Harmonia Mundi France in 1970.
Кафедральный собор, барочный орган, Иоганн Андреас Зильберман, 1761, Лайонел Рогг, Harmonia Mundi France, всё сложилось. Здесь подробнее о месте и об инструменте, http://pleasuresofthepipes.info/Arlesheim-Domkirche.html: The village of Arlesheim is mainly a farming community, situated just outside the city of Basel. It became part of the princely domain of the Prince-Bishop of Basel in 1239. It was the Seat of the Cathedral chapter of Basel from 1679 to 1792. Between 1679 and 1681, the bishop built not only a cathedral, but also a complete town centre with houses for the advisors and the administration of the See. The architect was Franz Demess.
In a total refurbishment and enlargement of the cathedral in 1759, an organ built by German builder Johann Andreas Silbermann, based in Alsace, was added in 1761. As Silbermann was included in the planning of the rebuild from the start, the cathedral's architecture was redone with a view to augment the acoustics. It is for its acoustic value that the cathedral's organ is often used for recordings of classical organ works. The instrument was restored by Metzler in 1959-62 and then later, in 2005, by Gaston Kern. It is an example of the fusion of French and German organ building styles.
То есть в капремонте собора в 1759-м участвовал сам Зильберман, который улучшил акустику — под свой орган, который там появится через два года. Так что там не просто орган, а и всё вокруг него. Уточнено, что инструмент подправлял не только Metzler в 1959-62-м, а ещё и в 2005-м, Гастон Керн.

Всё это не помогало найти звук. Разумеется, наугад я прослушал записи Harmonia Mundi — некоторые звуки были похожи, но именно тот, некий составной звук, который был 40 лет назад, не опознавался. То, что звуки были похожи, тоже неплохо, но по какой-то причине я же стал искать именно конкретный, что ли я Баха мало слышал? Это уже от этого звука можно будет разглядывать похожие. Один звук, при большом объёме за него можно принять какой угодно: устал и согласился, что вот, нашёл. Это как будто бы точно вспомнил (чтобы дальше не мучаться предположениями), где именно лежат забытые/потерянные ключи, ну и где они в этом месте? Значит, надо выяснять данные балкантоновских записей, а там всё перемонтировали, нужны треклисты их альбомов. Определить альбом, название, BWV — если будет, потом слушать трек HM.
Здесь я окончательно сообразил, что «болгарское издание» — ключевая фраза для поиска. К тому же на обложке было по-русски. Значит, тираж предназначался для СССР и туда точно доехал (у меня-то он откуда). Значит, там он мог оставить следы (в интернете, например). И, разумеется, не Lionel Rogg, а Лионель Рогг. На одном из форумов, http://intoclassics.net/news/2012-01-26-25358, ещё в 2012-ом эта тема обсуждалась долго и подробно; да, обсуждают и такое. Один из комментариев сообщал, что основные записи — на цюрихском органе, но «Остальные болгарские пластинки №№ 6, 7, 8 — записи на органе Зильбермана в Арлесхайме в стерео.‬ У меня только № 8. 572, 562, 583, 769, 566». Точнее по этой теме на форуме не было. Надо выяснять про 6, 7, 8. Мне кажется, что у меня был диск 8, но, может, это тоже как с утраченными ключами. Надо найти болгарские треклисты и сопоставить.

Конечно: если бы не нашлись, то этого текста и не было. Нашлись у поляков. В Centrum NUKAT (jest oddziałem Biblioteki Uniwersyteckiej w Warszawie nadzorującym działanie katalogu centralnego NUKAT. Biblioteka Uniwersytecka w Warszawie, ul. Dobra 56/66, 00-312 Warszawa). Поиск по каталогу, http://katalog.nukat.edu.pl/search/, вбивать Balkanton + Bach + Rogg. Никуда ничего не делось, да и не денется, даже если сломается NUKAT, я уже скопировал. Треклист восьмого:
‪Izbrani tvorbi za organ. 8
‪Rogg, Lionel (1936- ). Wyk.‪‬
Bach, Johann Sebastian (1685-1750). Fantazje. Organy. BWV 572. G-dur‬
Bach, Johann Sebastian (1685-1750). Fantasie und Fuge. BWV 562. c-moll‬
Bach, Johann Sebastian (1685-1750). Tria. Organy. BWV 583. d-moll‬
Bach, Johann Sebastian (1685-1750). Einige canonische Veränderungen über das Weihnachtslied «Vom Himmel hoch da komm ich her». BWV 769‬
Bach, Johann Sebastian (1685-1750). Toccaty. Organy. BWV 566. E-dur‬
Balkanton Records. Wydawca.

Тут уже следующая история. Поиск-каталог, обнаруживается структура, что ли, с нулевой энергетикой — потому нулевой, что не входит в отношения здесь, не присутствует. Но можно в неё зайти. Там какие-то совершенно стабильные штуки, ни с чем тут не взаимодействуют. Лежат отдельно, как эти треклисты. Цифры, буквы, слова, связи — связи там между всем. С виду — холодное, недвижимое, отчуждённое, зафиксированно-бесплотное. Этакая территория Cy Twombly.
Со звуком уже просто: есть треклист восьмого, есть номер BWV и — смотреть/слушать по 12-альбомному Mundi. 8-й альбом (балкантоновский) оказался искомым, звук нашёлся — в начале BWV 572, а ещё, отчасти, в 562 и 566. В оригинале, у Mundi 572 — на 6-ом диске, 562 тоже на 6-ом, 566 — на втором. Звук существует, он не связан с моим частным отношением к жизни или её восприятием в таком-то возрасте в таких-то обстоятельствах. Я его не придумал. Существует.
Но эта нулевая энергетика — иллюзия. То есть она вовне нулевая, она внутри себя. Там как на трассе, все машины же практически стоят — в твоём направлении, скорости почти равны относительно друг друга, в своём поле они равноэнергетичны. Вот и эти штуки тоже, едут вдоль времени, на его скорости. Но, значит, если видишь их ровно висящими, то и в тебе есть какая-то часть, которая там на равных правах с остальным, иначе бы не увидел их так, — вот Бёме бы непременно сказал что-нибудь такое. А при выходе вовне энергия вываливается через какого-то посредника. BWV 572, 562 и 566 через текст оказались тут и производят энергию, достаточную хотя бы для записи этой истории. Появляясь из откуда-то здесь, облачаясь, что ли, облекаясь в подвернувшуюся плоть. Через слова или как-либо ещё. Как тот же звук, он почти ниоткуда. Вообще кроме этого звука у Рогга всё вполне тривиально.

Но на исходной записи есть BWV, которые я не мог слышать. На диске, которого не было на Балкантоне, из Complete Organ Works on Harmonia Mundi (DISC 9/12 — ‪J. S. Bach — Organ Works — Lionel Rogg — DISC 9/12) ‬этот звук ещё здесь:
0:03:02 Trio Sonata No.1 in E flat, BWV 525: Adagio
0:26:25 Trio Sonata No.3 in d, BWV 527: Adagio e Dolce
0:33:38 Trio Sonata No.4 in e, BWV 528: Adagio. Vivace
Самое точное, ну — каким я себе представлял звук — в 1:02:10 Trio Sonata No.6 in G, BWV 530: Lento. Или, даже точнее, 0:48:35 Trio Sonata No.5 in C, BWV 529: Largo. Ссылку на ютуб давать не стану. Не потому, что как бы пиратство, но отчасти и в этой связи — у ссылки мало прослушиваний, а если станет больше, то правообладатели могут заметить. А у них там как-то нервно, на одном из блогов, http://mypipeorganhobby.blogspot.com/2009/10/arlesheim-dom-silbermann-orgel.html, большая часть записей Рогга уже заблокирована. Будто прослушивания сотрут исходник.

В этой истории ничего необычного, здесь типовые отношения с пространством, временем и прочим. Новые источники тоже будут дряхлеть и исчезать — с того же ютуба, — но это ничего не изменит. Достаточно знать, что что-то существует. Понадобился мне звук, повод произведёт некий импульс, тот сделает историю, в которой уже много чего. Локальный мир выстроился из почти случайной зацепки. Всё это там лежит и легко раскручивается, вылупляется заново. Существует, ровно как этот звук.
Причём вот же сколько участников. Приблизительный звук, даже только ощущение его наличия производит историю. Небольшой звук определил точку, которая разворачивается в пространство — делает пространство заново, потому что время уже другое, но здесь не личная история. Не мог же я сорок лет думать о нём, поддерживая этим территорию, на которой он находится? Не я же её сделал, наконец. Красиво всё устроено. Любая заморочка или термин, что угодно могут накрутить на себя что угодно, сделаться субъектом и произвести свой мир. Какой-то тут небольшой демиург, который обслужил запрос: вот тебе тот (ну, небольшой) мир, в который тебе захотелось. Где ж тут личная история, когда конкретного отношения к его производству я не имею?
Что за вещество, которое вытягивается из бесплотности и затвердевает уже здесь, всякий раз по-разному, ну — как-то затвердевая из какого-то сквозняка в, например, звук? Нечто может быть материализовано словами, знаками, картинками, звуками, единицами каталога BWV, но не каталогизация же причина их существования. Они есть как-то и так, сыграть BWV 529 можно иначе и на другом инструменте.

В реализации всё перепутается (нематериальный исходник, авторский метод, реальность), результат может быть даже олицетворён — как здесь мною, который туда сунулся и теперь сообщает о результате. То есть не так, что в тебе есть какая-то часть того пространства, где всё с одинаковой скоростью, а со стороны — безразлично и холодно. Не часть, просто там живёшь, там тоже. Значит, там и всё перечисленное. Арлесхайм, особенности органов, положение артефактов в пространстве и времени, сам этот звук; много всякого, которое даже прямо не цепляется за исходную точку, но всё равно составит с ней что-то единое. Нет для этого термина: ни для процесса, ни для результата. Может, в самом деле сгусток из воздуха, автора и того, где этот воздух окружает автора теперь. Сгустившийся из воздуха комок, который всё это делает, делает себя комком из сгустка. Есть же сгустки крови, можно представить сгустки мозга, что уже территория примерно Фр. Бэкона. Ну и по непрерывности дальше, сгусток сквозняков, например.
Возможно, фабула данного текста является чем-то 23-мерным в 54-мерном пространстве, которое, в свою очередь, проекция чего-то 76-мерного в 123-мерном пространстве и т. д. Все эти перетекания, дырочки, пульсации и их отсутствие, скорость, выглядящая покоем; штуки, висящие невесть где без усилий и возникающие тут, как только их вызовешь, делают что-то похожее на бразильский орех, как бы укладываемый в красную, тёмно-красную слякоть. Стеклянный кривой орех, не прозрачный, а как молочное стекло. Любое действие даже внутри улицы или что угодно могут стать чем-то таким же, особенно когда сыро. Сначала всё это растворится в чём-то, в какой-нибудь... вот, в тинктуре Бёме, раз уж чего-то его упомянул. Ну, все ощущают что-то похожее.
То есть здесь появилась штука, которая не называется никак, а назвать же надо. А у Бёме была некая тинктура. Отыскиваю её: подходит примерно на треть-половину того, что требуется от термина. Вообще у него же по текстам не понять, где именно он оказался. Он же гибкий, как этот найденный звук: вот он, Бёме теперь где-то и начинает описывать всё вокруг, лишь бы система: «Всё, что в сущности этого мира мягко, нежно и тонко, исходит и даёт само себя и есть её основа и начало по единству вечности (поскольку она кроме движения как вечное единое есть наибольшая нежность), так как единство всегда исходит из себя и так как под сущностью тонкости, как и у воды и воздуха, не разумеют чувствительности или страданий, ибо та же сущность едина в самой себе». Но он не может внятно привести в это место. Или не хочет, не его задача — его дело где-нибудь оказаться и рассказать, что там вокруг. С ним наоборот, когда сам уже там был: а, вот куда он добрался. Как же тут без уважухи (hommage).
Технически примерно так, что сначала всё это в чём-то растворится, но в это не перейдёт, а образует/сделает/произведёт новую субстанцию. Связываясь, склеиваясь, сгущаясь заново в какой-то комок, делающимся чем-то новым этаким. Звук из BWV 529: Largo сгущается в город Арлесхайм, в эту историю и т. д., но не так, что теперь есть ответ на любой вопрос, наоборот: тут что-то пульсирующее, не имеющее отношения к физиологии, но ею несомненно являющееся. Ну, к какой-то другой. Раз уж всё это ещё и тут, где царапины на диске, всякое такое. Что-то несуразное даже, о чём и не думал, что такое бывает — не предполагающее пояснений; как-то оно так, тихо.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service