Воздух, 2016, №1

Дышать
Стихи

Ключ размером с дверь

Андрей Сен-Сеньков

Шаровая молния шариковой ручки

    Теория происхождения шаровой молнии, отвечающая критерию Поппера (принципиальной опровержимости утверждения), была разработана в 2010 году австрийскими учёными Йозефом Пиром и Александром Кендлем из Университета Инсбрука. Они опубликовали в научном журнале Physics Letters предположение, что свидетельства о шаровых молниях можно интерпретировать как проявление фосфенов — зрительных ощущений без воздействия на глаз света, то есть шаровые молнии являются галлюцинациями.

то есть
светящиеся шары пылающего бильярда
становятся всё ярче и ярче
они стучат друг о друга всё громче и громче
внутри горящей фотографии дождя
у которого ломается голос

    Расчёты австрийских физиков показывают, что магнитные поля определённых молний с повторяющимися разрядами индуцируют в нейроны зрительной коры электрические поля, которые и кажутся человеку шаровой молнией. Фосфены могут проявиться у людей, находящихся на расстоянии до 100 метров от удара молнии.

на этом расстоянии
их иногда принимают
за нло
за крошечные злые выходки
они подлетают сзади
и закрывают нам горячими ладонями глаза

    Учёные сравнивают такое воздействие с транскраниальной магнитной стимуляцией (ТМС), когда на кору головного мозга направляются магнитные импульсы, провоцируя появление фосфенов. ТМС часто применяется в качестве диагностической процедуры в амбулаторных условиях. Таким образом, считают физики, когда человеку кажется, что перед ним шаровая молния, на самом деле это — фосфены. «Когда кто-то находится в радиусе нескольких сотен метров от удара молнии, в глазах на несколько секунд может возникнуть белое пятно, — объясняет Кендль. — Это происходит под воздействием на кору головного мозга электромагнитного импульса».

а ночью когда всё погасло
ничего не светится и ничего не видно
влагалище просто маленький плачущий в темноте человек


Ключ размером с дверь

                              Томашу Пжехале

в одном польском фильме
героиня долго не может найти ключи
потому что
впервые в жизни
положила их на своё место

для одиноких людей
вторая связка ключей это такая библиотечная книга причудливой формы
которая всегда на руках

когда наконец подходит очередь
прочитать —
по корешку двери
идут финальные титры
и в бумажном кинозале гаснет свет


Футбольный полуфинал головного мозга

феликс видвальд глубокий старик
когда-то играл за «айнтрахт»
довольно успешно стоял в воротах

в свои восемьдесят восемь
он уже многого не помнит
плюс у него скверный характер
бродя по городу герр видвальд всем надоедает
тихо но настойчиво бормочет продавцу цветов
тыча пальцем в круглую белую хризантему
вам нельзя
не трогайте
к мячу прикасаться может только
вратарь

никто его не слушает
от старика отмахиваются
и заворачивают хризантему в сетчатую ткань
как видеоповтор белого одиннадцатиметрового


Рост Мурнау 206 сантиметров

в 1919-м году фридрих мурнау снял der knabe in blau. ни одной копии фильма не сохранилось.

в 1920-м он снял sehnsucht. ни одной копии фильма не сохранилось.

в том же 1920-м вышли ещё три картины der januskopf, der bucklige und die tänzerin и abend — nacht — morgen, копий которых не существует.

на земле не осталось в живых ни одного зрителя
и никто уже не вспомнит ни одного кадра из этих фильмов.
без них мурнау,
продолжая работать в кино,
натягивал на лицо руку отца,
отмечающего на дверном косяке
рост ребёнка.
всё время подпрыгивающего ребёнка.


Руки помогают пальцам заглянуть в бездну

тряпка перелистывает страницы лужицы крови
мокро и осторожно
словно раздвигает жалюзи
чтобы подглядывать
за краснеющим до хруста
телевизионным сочленением
лонной бессюжетности
чуть ниже
луганска


Пешком по небу Брюсселя

над square de l'Aviation
всегда два неба
как на одной из тех картинок
где видишь старую колдунью
но знаешь что есть и
молодая красавица
нужно просто перефокусировать взгляд

над square de l'Aviation
два маленьких неба
крутятся как пропеллеры
рубя
на пассажирские куски
тех стюардесс что летят мимо возраста
точно в аэрофлот


Улица Слепого Осла, Брюгге

ему
чтобы не упрямился
и прошёл через тесную дышащую стенами улицу
завязывают глаза

когда всё медленно закончится
и на площади он встретит тысячи взглядов
каждый его глаз
будет похож на ребёнка
которого впервые посадили
за обеденный стол с карими млекопитающими взрослыми







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service